Елена Лебедева, практикующий психолог, в интервью интернет-порталу "МК" прокомментировала жестокое убийство 14-летним подростком своей ровесницы и девушки-соседки, которая вышла на лестничную площадку, услышав конфликт между школьниками.
Елена Лебедева отметила: "Я думаю, что такая жестокость может быть обусловлена достаточно большим количеством факторов. В первую очередь я бы назвала здесь такой фактор, на мой взгляд, достаточно характерный сегодняшним подросткам, как сниженный эмоциональный интеллект. То есть люди с трудом понимают эмоции других людей, тяжело взаимодействуют, зато прекрасно переписываются. А, как мы знаем, интернет-сообщения – это менее эмоциональный способ коммуникации. И поэтому подростки просто не умеют распознавать эмоции друг друга и распознавать свои собственные эмоции. Это может быть одна из причин. Я не говорю сейчас о серьезных нарушениях, допустим, таких как алекситимия, когда человек в принципе не познает эмоции. Я говорю именно об обычных людях. Сниженный эмоциональный интеллект.
И я бы могла назвать причиной этой жестокости пропаганду жестокости как нормального адекватного поведения. Очень большое количество телевизионных видео, фото, источников говорит о том, что герой – это человек, ведущий себя жестоко. Это разрушитель. Но при этом он герой. И здесь, получается, сдвинутые ценностные характеристики.
Третье – это характерный подростковому возрасту максимализм, когда эмоциональное состояние еще в принципе не умеют выравнивать и, соответственно, формула все или ничего именно характерна для этого возраста
Психолог указала: "Что касается ревности, то это почти всегда базой для нее становится не самая адекватная самооценка. Причем чаще заниженная самооценка, либо колеблющаяся. Это наделение другого чрезмерной значимостью: «я без тебя не проживу». А страх за собственную жизнь в этой ситуации может быть очень гипертрофировано представлен тем, что «не доставайся же ты никому».
Елена Лебедева обратила внимание на то, что подросток пришел уже с ножом: "Я поняла, что это не совсем однозначное заявление, потому что там где-то прозвучало в статье, что они ссориться начали, и он пытался отобрать нож, которым девушка порезалась. И тогда можно говорить о некой неосторожности в обращении с бытовыми режущими предметами. Ежели он действительно принес с собой нож, то опять, может быть действительно что-то планировал. Хотя, скорее всего, это демонстративное поведение из разряда попугать, чтобы объект любви быстрее согласился с его аргументами. И опять же, это достаточно, на мой взгляд, частая мысль, просто о степени и формах демонстративного поведения все выбирают разные. Кто-то демонстративно пойдет знакомиться с другими представителями противоположного пола, чтобы ту самую ревность вызвать. Кто-то демонстративно будет молчать и не разговаривать сутками. А кто-то придет пугать".
Специалист подчеркнула: "Со своей точки зрения я бы обратила внимание на нестабильное эмоциональное состояние подростка и неумение проживать сильные эмоции. К сожалению, в школьной программе у нас это отсутствует. Раньше на это либо вообще не обращали внимания, либо говорили: «Перестань заниматься ерундой. Иди займись делом». И находили дело для подростка. А любое действие, тем более целенаправленное, оно те самые эмоциональные всплески достаточно хорошо гасит. Так как сейчас одно из основных подростковых дел это скроллинг, интернет-ленты, то мы получаем обратный результат: вместо успокоения приходит еще большее возбуждение".
Читайте материал "Cтали известны подробности убийства школьницы в Приангарье"