Большой сходил по-маленькому

Кто и как наделал лужу в самом центре Москвы?

27.09.2009 в 19:50, просмотров: 6247
Перестройка Большого театра, и без того изрядно подмоченная прошлыми подрядчиками, села в лужу в прямом смысле слова. Точнее — наделала ее в самом центре Москвы. Вечером 25 сентября на улице Петровке из-под асфальта прямо у Большого театра стала бить вода. Между Большим и Малым разлилось море. На вопрос “что делать?” власти ответили быстро, устранив последствия аварии менее чем за сутки. Сложнее с вопросом “кто виноват?”. Коммунальщики кивают на строителей, а строители на коммунальщиков. “МК” попытался разобраться в ситуации.

Авральные работы в Москве делать умеют. Вода на поврежденном трубопроводе была перекрыта, котлован разрыт. Поврежденный участок чугунной трубы длиной 1 м 80 см и диаметром 400 мм демонтирован. На его место установлена стальная труба с двумя муфтами. Рабочие засыпали котлован землей (для этого было подвезено несколько грузовиков песка) и приступили к восстановлению дорожного полотна. На водоснабжение домов в районе авария не повлияла, больше всего пострадали автомобилисты: движение по Петровке от Бульварного кольца до Театральной площади было приостановлено на весь пятничный вечер.  

Осталось найти виновных, коих пока нет. Чугунная труба переломилась, как макаронина, — по всему диаметру. И, по мнению работников Мосводоканала, это произошло из-за разуплотнения и подвижки грунтов. А это, в свою очередь, — следствие рытья котлована для Большого театра.  

Глава стройкомплекса Москвы Владимир Ресин отрицает причастность строителей к аварии на водопроводе. “Никакого отношения к работам в Большом театре происшествие не имеет, — подчеркнул он. — Авария произошла не на территории производимых работ”.  

Действительно: последние дни основные работы на стройплощадке ГАБТа были связаны с установкой исторического здания, до этого державшегося на нескольких тысячах свай, на постоянный фундамент. Эта ювелирная операция проходила непосредственно в подземном пространстве театра и никак не затрагивала существующие инженерные коммуникации.  

“Не могла практически новая чугунная труба, установленная в 1992 году, сама по себе так треснуть, — в свою очередь говорит источник в Мосводоканале. — И мы будем настаивать на своей точке зрения: причина аварии — последствия прежних строительных работ. Но, конечно, все в итоге решит заключение экспертизы”.  

Думается, что крайними в этой мокрой истории окажутся прошлые проектировщики и подрядчики реконструкции Большого театра. Ведь именно для устранения их чуть не ставшими роковыми ошибок был не так давно призван столичный стройкомплекс и лично мэр Москвы.  

Эксперты говорят, что само сооружение 20-метрового котлована в геологически неблагополучной зоне Москвы могло привести к подвижкам и размягчению грунтов и как следствие — к изменению функционирования водопровода.  

“Из-за отсутствия у генподрядчика, который ранее занимался реконструкцией Большого театра, опыта ведения подземных работ высокой степени сложности при создании котлована были допущены многочисленные технические ошибки”, — ранее заявил в беседе с журналистами первый вице-президент Российской академии архитектуры и строительных наук Вячеслав Ильичев. Напомним, что эти “ошибки” чуть было не привели к утрате Большого театра, так как здание дало очень сильную осадку и в какой-то момент начало сползать в вырытую под ним яму.  

Но в минувшие выходные ГАБТ наконец-то установили на постоянный фундамент, причем развешанные повсюду датчики не зафиксировали больше никаких серьезных отклонений. Специалисты рассказывают, что на этой стройплощадке применяется самая продвинутая в России система наблюдения за состоянием зданий: “Положение датчиков круглосуточно, по нескольку раз в час, фиксируется лазерным лучом. Отклонение мишени по лучу означает, что произошел какой-то сбой, требующий немедленного вмешательства специалистов”.  

В стройкомплексе заверяют, что авария на водопроводе для здания, включая его подземную часть, опасности не представляет. “Там сделано сразу три степени защиты подземного пространства. Первая — это так называемая “стена в грунте”, вторая — пластиковая гидроизоляция со сварными швами, которая образует водонепроницаемую мембрану по всему периметру здания. И, наконец, третий уровень защиты — еще одна бетонная стена”, — рассказал “МК” источник, знакомый с деталями проекта реконструкции ГАБТа.  

По его словам, последняя стена, называемая в мировой практике “белая ванна”, способна выдержать гидравлическое давление воды. “Так что Большому театру не страшен не только прорыв водопровода, но и разрушение коллектора с Неглинкой, если не дай бог такое случится”, — говорит собеседник газеты.  

Напомним, что в свое время Юрий Лужков был против строительства подземных помещений под Большим театром именно из-за гидрологической опасности тамошних грунтов. Выступая в 2006 году на Градостроительном совете, мэр заявил, что водный баланс в историческом центре может нарушиться и “все вокруг начнет проваливаться”, и напомнил хронологию уже имевших место событий: “После того как Неглинку убрали в коллектор, фактически рухнула старая гостиница “Арарат” — ее пришлось в срочном порядке сносить, затем начал разрушаться “Метрополь”. А в 1988 году начал проваливаться Малый театр, и тогда потребовалось очень много усилий, чтобы его спасти”.

ПОСЛЕДНИЕ КРУПНЫЕ АВАРИИ В ВОДОПРОВОДНОЙ  СИСТЕМЕ МОСКВЫ

5 июня 2001 г. — в результате прорыва водопровода на улице Нагорной произошел провал грунта. Размеры провала составили 10x10 м, глубина ямы достигла нескольких десятков сантиметров. Жители близлежащих домов временно остались без воды.  

29 февраля 2004 г. — в результате прорыва трубопровода с холодной водой на улице Серпуховской Вал без водоснабжения остались около 150 домов.  

20 февраля 2006 г. — из-за прорыва трубы холодного водоснабжения вода залила проезжую часть на стыке Рублевского и Аминьевского шоссе.  

3 марта 2006 г. — в результате прорыва водопровода затоплена Малая Филевская улица, не работала станция метро “Кунцевская”.  

24 сентября 2006 г. — на улице Академика Королева произошел обвал грунта на общей площади около 15 квадратных метров. В образовавшуюся яму провалился автомобиль Ford. Обвал привел к затоплению проезжей части и тротуаров, оставив жителей целого района без воды. По предварительной версии специалистов, причиной происшествия стал прорыв водопроводной трубы.  

25 февраля 2007 г. — на Минской улице произошел провал дорожного полотна площадью 120 квадратных метров. По основной версии, авария произошла из-за “подмыва в результате прорыва коммуникаций”.  

28 августа 2009 г. — на проспекте Мира в районе дома №71 из-за свища в водопроводе без горячей воды осталось 31 здание.