По данным столичного Департамента финансов, суммарные расходы по статье «Связь и информатика» в 2011 году составили 15,9 млрд. руб. Из них 4,8 млрд. руб. были затрачены на эксплуатацию информационных систем и ресурсов, 3,6 млрд. руб. — на закупку техники, оборудования и программных продуктов, 4,7 млрд. руб. — на проектирование, разработку и внедрение информационных систем. Объемы — гигантские. Никогда прежде такие средства в сферу информатизации в городе не вливались. Что же получили москвичи за эти деньги?
В отчетах, как всегда, много цифр и мало сути. Закуплено 4,3 млн. единиц оборудования и программного обеспечения для нужд органов власти и государственных учреждений Москвы, унифицированы 15 сайтов органов исполнительной власти, переведены на безбумажную форму заседания правительства столицы, созданы интерактивные сервисы для жителей города и т.д.
Компьютеры в школах — вещь, конечно, нужная. И электронные журналы и дневники — тоже. Но, например, учеников и родителей
В Московском институте открытого образования инцидент объясняют сбоем в системе на портале госуслуг, за работу которой отвечал Департамент информационных технологий. «Коллеги не учли, что школьники начнут массово проверять оценки. Из-за перегрузки портал «упал», — заявил ректор института Алексей Семенов. А после перезагрузки данных началась чехарда, в результате которой отличники превратились в троечников и двоечников. 15 июня на оперативном совещании Сергей Собянин пытался разобраться в причинах происшествия, потребовав от подчиненных представить объяснительные записки. «Если технические системы не готовы, не надо их запускать», — заявил мэр.
Впрочем, судя по отчету КСП Москвы, который рассматривался в Мосгордуме, не готова в городе не только система обработки данных школьных экзаменов. Не введены в эксплуатацию приборы и программные продукты, на закупку которых было израсходовано 2 мдрд. бюджетных рублей, а общий объем возможных потерь городской копилки в сфере информатизации оценивается в 8,2 млрд. «Департамент ИТ не располагает полными и объективными данными о городской телекоммуникационной и программно-технической инфраструктуре, наличии и востребованности общегородских и ведомственных ресурсов», — отмечается в отчете аудиторов.
Даже работающие системы — например, интерактивные сервисы, расходы на создание которых составили уже сотни миллионов рублей, — не пользуются популярностью у москвичей. Например, портал doroga.mos.ru за последний месяц посетили чуть более 70 тыс. человек, или 0,6% от