Трагическая развязка

Строительство очередной подмосковной трассы обернулось скандалом

Расхожее мнение, что в Подмосковье дороги строятся несколько криво — то лес вырубают, то деревни сносят, — в ближайшее время может получить еще одно печальное подтверждение. «Южный обход г. Подольска», трасса для пятидесятитысячного микрорайона военнослужащих, мало того что спроектирована по заповедному лесу, еще и под автомобильную развязку «Южного обхода» придется сносить почти два десятка новых домов. Но если лес защищать пока некому, за собственность местные жители уже второй год ведут с чиновниками бумажную войну, по ходу выясняя, что развязка строится без документов, проекта вроде бы два, и какой верный — не знает даже начальство Мособлэкспертизы, а вся кампания по изъятию земель для государственных нужд, по их мнению, больше напоминает банальный отъем собственности.

Строительство очередной подмосковной трассы обернулось скандалом

Первым делом новостройки

Трассу «Южный обход города Подольска» предполагается построить, чтобы разгрузить новый микрорайон Министерства обороны «Кузнечики» на юге Подольска. Здесь при полном заселении жилье получат около 50 тысяч человек, в основном семьи военных. Новая дорога обеспечит дополнительный выезд на скоростную трассу М2 «Крым», которой горожане пользуются, чтобы доехать до Москвы. В январе прошлого года микрорайоном остался доволен экс-президент Дмитрий Медведев, в июне этого его немного покритиковал губернатор Сергей Шойгу, но тоже в общем-то не сильно. Оба чиновника живо интересовались новой трассой, что понятно: если микрорайон заселится хотя бы на две трети, а новая дорога не будет построена, город встанет в жесточайших пробках. Уже сейчас, согласно статистике «Яндекс.пробки», серьезные заторы на центральной улице Кирова в будние дни начинаются в 7.15 утра и ослабевают только к обеду. В дачный сезон километровые пробки тянутся по четырехполосной улице на въезд или на выезд из города в зависимости от дня недели.

Острота ситуации заключается в том, что последний дом в микрорайоне сдадут осенью, а о дороге много говорят, но строить пока не начинали. На совещании в конце июня губернатору Шойгу доложили, что проект трассы все еще не прошел экспертизу, а у строителей серьезные проблемы с землей под дорогу: участок никак не может передать в область Министерство обороны. «Но, к счастью, это единственная проблема», — на том же совещании заверил губернатора мэр города Николай Пестов. По его словам, небольшая заминка у строителей могла бы возникнуть из-за собственников 18 домов, которые придется снести для строительства транспортной развязки. Но вопрос с ними почти улажен и проблем со сносом нет.

Узкое место

«Вот это у нас три тома запросов, писем во все инстанции — в прокуратуру, президенту, губернатору — с требованием не сносить наши дома, потому что это полностью незаконно. Мы доказали незаконность изъятия наших земель в городском суде, и решение Подольского городского суда подтвердил Московский областной суд», — рассказывает Ольга Юрьевна Терехова, чей только что отстроенный двухэтажный коттедж подлежит сносу. Ольга Юрьевна демонстрирует три внушительные папки, где на развязку полное досье и много компромата.

В прошлом году жителям Кирова пришли письма от управления «Мосавтодор» и комитета по земельным и имущественным отношениям города Подольска, из которых стало ясно: их земля подлежит изъятию для строительства автомобильной развязки. Возмутилась вся улица. «Я поняла бы требование администрации, „Мосавтодора“, если бы у нас с одной стороны был обрыв, с другой — скала, а сзади — блокадный город. Да, в этом случае пришлось бы вести дорогу по нам. По закону ведь снос допустим только в исключительном случае, если нет никаких других вариантов. Однако в нашей ситуации их множество, к тому же более экономичных и технологичных», — говорит Ольга Терехова.

Инженер-автодорожник и местный житель, чей новый двухэтажный дом также попадает под снос, Василий Блохин показывает карту местности: улица Кирова, с одной ее стороны длинной широкой полосой тянется лес, напротив — городская территория от старой части Подольска до новых «Кузнечиков». «Проектировщики лепят развязку в самом узком и густонаселенном месте — между частным сектором и конно-спортивной базой „Фаворит“, — Блохин обводит кружочком единственный застроенный с двух сторон клочок дороги. — Отступите пятьсот метров в сторону области — и там уже ничего не придется сносить. Проще всего — сдвиньте ось дороги в сторону леса от наших домов на 25 метров: и дома не нужно будет трогать, и лес не пострадает, так как на этом расстоянии от дороги только трава и кустарник», — говорит Блохин. В подтверждение он демонстрирует «кривоватую» английскую развязку, которую жители нашли в Интернете. Выглядит она точь-в-точь как проектируемое в Подольске одноуровневое кольцо, только ось дороги немного выгнута, будто что-то обошла, а по сторонам вплотную английские частные домики, целые и невредимые.

Удивившись несуразности проекта, соседи по несчастью — строители Тереховы и дорожный инженер Блохин разработали и предложили Главному управлению дорожного хозяйства Московской области пять вариантов транспортной развязки без сноса домов, в том числе простейший — со сдвигом оси дороги в сторону леса. Но жителям и «МК» в Главном управлении дорожного хозяйства Московской области объяснили, что сдвинуть дорогу таким образом невозможно, так как проект не пройдет согласование экологов. Заместитель начальника ГУДХ Дмитрий Гизетдинов рассказал «МК», что трасса в месте развязки будет сильно расширена, и это повлияет на экологию таким образом, что жить рядом с ней станет невозможно. «То есть они сносят наши дома под видом заботы о нашем же здоровье», — констатирует Ольга Терехова. Правда, беспокоясь о здоровье 20 семей, строители ничего не говорят о жителях высотного микрорайона Юго-Западный, который начинается за частными домами и после строительства развязки также окажется на обочине новой трассы.

Жители улицы Кирова отстаивают свои дома в суде.

Развязка за семью печатями

Дальше — больше. Мало того что вопросы вызывала обоснованность сноса, жители установили, что землю пытаются изъять под вторую очередь развязки, сроки проектирования и строительства которой неизвестны. Как пояснил «МК» Дмитрий Гизетдинов, земля изымается на будущее: вторую часть развязки, эстакаду над кольцом, могут построить в следующем году, но, скорее всего, вопрос решится не раньше 2015 года, когда завершится строительство трассы. Пока же из документов транспортного планирования Московской области, из писем ГУДХ, полученных жителями, следует, что развязка будет построена в одном уровне в виде кольца, расширения улицы Кирова при этом требуется минимальное и дома под снос не попадают.

«Областные дорожники сами не могут определиться, что и когда у них будет построено., — рассказывает Ольга Терехова и Василий Блохин. — На приеме у директора Мособлэкспертизы Игоря Горячева мы прямо спросили: какая все-таки будет развязка? Говорит, одноуровневая. Показываем его собственное письмо, где указана «двухуровневая», спрашиваем, как же так. Директор Мособлэкспертизы разводит руками и говорит: «Я не знаю».

И оспоренная судом

«Когда мы узнали о сносе, люди были в шоке. Не было никаких публичных слушаний, не было разъяснения, какие варианты еще рассматривались, почему они нежизнеспособны, нас просто поставили перед фактом... Как профессиональные строители, мы запросили в подольской администрации полный перечень документов, на основании которых она собирается изъять нашу землю. Ответа на наш запрос не пришло, поэтому все 24 документа, которые должны быть у них на руках, мы запросили через суд», — рассказывает Терехова. Судебное заседание переносилось неоднократно, потому что представитель администрации каждый раз приходил с пустыми руками. Судья снова и снова умоляла найти хоть что-нибудь, посмотреть в соседнем кабинете или под столом — может, где завалялось. В конце концов юрист администрации письменно заявил суду, что в подольскую мэрию никогда не поступало ни одного документа, связанного с данной транспортной развязкой, и администрация вообще не понимает, чего жители Кирова от нее хотят. После этого 22 декабря 2011 года суд признал требование администрации об изъятии земельных участков незаконным. Правда, чиновники, хоть и не понимали, в чем суть конфликта, решение обжаловали, только 29 марта 2012 года Московский областной суд оставил решение низшей инстанции в силе. Получается, отсутствие необходимых документов в администрации для проектирования развязки установлено судом... Сергею Шойгу в июне заявили, что они есть и благополучно проходят экспертизу.

«Маше землю должны давать, а у нее отбирают»

«Развязку можно и нужно строить, но иначе, мы понимаем это, как дорожники-строители. Но, несмотря на все наши здравые рассуждения, трассу ведут по людям. У меня не укладывается в голове мысль, что государство никак не может развиваться без моих четырех с половиной соток», — вздыхает Ольга Терехова и показывает свой небольшой участок. «Дом строили тяжело, но с большой любовью, и теперь у меня тут вся семья: две дочки с мужьями, трое внуков, старенькая мама, которой только что сделали операцию. Куда я с ними со всеми пойду? На квартиру? Этот дом — мой ребенок, и я действительно умру здесь. Чиновники похожи на каких-то роботов, они не понимают, что все прошлое лето я проплакала. Что я каждое утро просыпаюсь, и мне кажется, что все падает, рушится потолок...» — шепчет Ольга.

Еще один участок под снос больше напоминает маленький цветочный заповедник. Хозяйка Татьяна Гаврилова показывает «ароматное облако» — белый цветочный куст, который и правда сильно благоухает, гортензии, которые поливает водой с ржавчиной, чтобы они меняли белый цвет на розовый и синий. Несколько растений привезены из Польши. У крыльца — огромный куст китайской розы, аллейка деревьев в белом цвету. На вопрос, сколько времени ушло на создание такого сада, Татьяна задумывается и пожимает плечами: лет десять.

Рядом только строящийся трехэтажный дом военного пенсионера — тоже под снос. В этой семье взрослый ребенок и недавно родившийся второй малыш, старенькая мама и родители, которые тоже строят жилье своими руками, потихоньку. Земля куплена в кредит, а само семейство живет в маленькой квартирке с протекающей крышей.

На огонек к Тереховым заходит молодая Маша с детьми — ее тоже сносят. Ольга говорит, что у Маши трое детей, по закону землю должны давать, а ее отбирают. За столом у Тереховых собирается вся улица, на кухонном столе вместо конфет принтер, сканер и компьютер. Откуда-то появляется склеенная на картоне большая развязка: проект, который инженеры-строители соорудили для ГУДХ и который не пригодился...

«Завтра вас кто-нибудь закидает бутылками с зажигательной смесью»

Объяснить нестыковки с двумя развязками, а также отсутствие документов для изъятия земли жители могут только одним: кто-то банально пытается отнять у них собственность.

Есть даже подозреваемые, вина которых, впрочем, не доказана. История началась лет пять назад, когда землю на Кирова хотели выкупить риелторы в интересах одной строительной фирмы. «У риелторов были личные данные на каждого жильца, сведения о собственности, квадратура помещений — то есть данные, которых нет в свободном доступе», — рассказывает Мария. Вспоминает, что угрожали поджогом: «Говорили: «Вы что не знаете, в каком мы живем государстве, завтра кто-нибудь наймет бомжей, и вас закидают бутылками с зажигательной смесью».

Риелтор утверждала, что ей нужна вся улица, позже — что хотя бы три дома подряд. Но выкупить не получилось ничего: схемы агент, по словам Марии Романовой, предлагала только серые. «И вот теперь наши участки изымают для государственных нужд — под трассу, которая так необходима нашему городу. Вот только ходят слухи, что вместо трассы на месте домов построят многофункциональный торговый центр», — говорят жители.

На схеме построенного поблизости высотного микрорайона, которую можно найти на сайте строительной компании, на месте домов, действительно, запланирован торговый центр, и вытянут он как раз на всю длину частного сектора. В офисе продаж «МК» пояснили, что судьба торгового центра пока не ясна: когда начнется строительство непонятно.

Кроме картошки в огородах жителей Фетищевской улицы растут новостройки.

Фетищево: от Кутузова до Пестова

Строительство трассы взволновало не только жителей 18 домов, которые подлежат сносу. Зашумела вся улица Фетищевская, которая крохотным зеленым островком осталась на обочине ул. Кирова рядом с высотными «Кузнечиками» и «Подольскими просторами». Старожилы решили: раз тронули этих, и для нас найдут предлог, чтобы выселить.

И будто бы в доказательство этих опасений вблизи частных домов начали строить многоэтажные дома. Сначала стали засыпать маленький чистейший когда-то прудик и строить очистные сооружения, а в конце июня рано утром послышался шум настоящей стройки. Расстояния здесь между домиками крошечные, и котлован вырыли прямо за чьей-то картошкой. То есть буквально, идешь по огороду, проходишь кустики кинзы, заглядываешь за невысокую железную сетку, а там через метр — огромная яма, над которой трудится оранжевый ковш. Бабушка, отдыхающая тут же на раскладном стуле, тяжко вздыхает и что-то скорбно ворчит, но в шуме совершенно нельзя услышать, что именно. Впрочем, этим жильцам еще повезло — соседу, который редко бывает на участке, экскаватор ковшом подвинул забор.

«По плану у нас тут благоустроенная зона у пруда, лодочная станция, клумбы. И то же самое — у второго пруда, чуть дальше отсюда, его уже засыпали мусором. Всего было три водоема — каскадом. Сейчас застраивают последний, и это не только наше место отдыха, но и пожарный пруд. Здесь на всю округу ни одного гидранта, так что в случае пожара просто сгорит вся улица», — рассказывает местный житель Владимир Головкин. На пруду раньше гнездились утки, в этом году они улетели, испугавшись стройки. «Наша улица здесь — последняя зеленая зона, жители безликих „Подольских просторов“, где ни одного дерева нет, ходят к нам с колясками и детьми гулять», — говорят жители. Старики вспоминают, что Фетищево — это бывшее Петищево времен Кутузова, и документы на некоторые дома тут датированы XIX веком. Теперь в «деревне» асфальтовая дорога, газ, шлагбаум и аккуратные дома. Фетищевские старожилы возмущаются, что их выдавливают с малой родины — у всех тут родились бабушки, дедушки и прочие предки. Кировские «новоселы» заняли оборонительную позицию со стороны трассы и прикрывают пока стариков.

«Изменить ситуацию может только Сергей Шойгу»

Администрация Подольска отказалась комментировать ситуацию с развязкой. Заместитель главы города Сергей Горелов пояснил, что все вопросы находятся в компетенции Главного управления дорожного хозяйства, так как объект региональный, и он не может подтвердить или опровергнуть информацию, которую сообщили «МК» жители ул. Кирова. Главный архитектор города Иван Мокропуло через господина Горелова передал, что не будет комментировать ситуацию со строительством домов в огородах, пояснив, что уже конфликт исчерпан в ходе личной встречи с местными жителями. Владимир Головкин, бывший на этой личной встрече, впрочем, заверил, что конфликт все длится: никаких документов на строительство в администрации не предоставили, а стройка продолжается, и пруд полностью засыплют недели через две. Так что Головкин и местные жители написали письмо губернатору в надежде, что по старой памяти он хотя бы обеспокоится уничтожением водоема.

Комментируя нестыковки в ситуации со строительством развязки, в Главном управлении дорожного хозяйства «МК» пояснили, что с проектом действительно категорически не согласны местные жители, но проблема находится в стадии решения. Публичных слушаний по региональной дороге, пояснили в ГУДХ, по закону проводить не нужно, но администрацией совместно с областным управлением были проведены ряд встреч с местными жителями. Почему администрация Подольска не предоставила имеющиеся документы на развязку в суд, Дмитрий Гизетдинов прокомментировать не смог, заверив, впрочем, «МК», что все они имеются и находятся в экспертизе.

Что касается странного выбора варианта развязки, Дмитрий Гизетдинов пояснил, что обусловлен он экономической целесообразностью. «Было рассмотрено пять вариантов и выбран оптимальный с учетом всех факторов. То есть понятно, что с социальной точки зрения снос жилых домов хуже, чем другие влияющие на стоимость проекта факторы, но другие варианты по разным причинам не проходили», — пояснил чиновник. Вариант со смещением оси в сторону леса, по словам господина Гизетдинова, оказался сложнее в согласовании, чем строительство развязки на частных домах. Даже не столько из-за возможной вырубки (под основную трассу от Подольска до Климовска предполагается вырубить десятки гектар особо охраняемой природной территории), сколько из-за заботы о здоровье людей.

«МК» ознакомился с краткими характеристиками всех пяти вариантов. Снос капитальных построек предполагают два из них: первый со сносом многоэтажных домов микрорайона «Юго-западный» (количество не уточняется), и пятый со сносом 20 частных домов. Четвертый вариант, который понравился жителям, не предполагает сноса домов вообще и обходится вырубкой 2,4 га леса и изъятием 6,2 га ООПТ (эта территория пострадает и при реализации выбранного проекта). В ответе Мособлэкспертизы сообщается, что вариант со сносом домов был утвержден в том числе потому, что они попадают в зону акустического дискомфорта от транспортной развязки.

«Положительное заключение экспертизы по выбранному проекту развязки ожидается в августе. Изменить ситуацию на этой стадии может только губернатор Сергей Шойгу волевым решением», — объясняет Дмитрий Гизетдинов. В этом случае, по оценкам чиновника, строительство затянется не меньше чем на два года: шесть месяцев займет новое проектирование, минимум два месяца — экспертиза, кроме того потребуется внести изменения в федеральный бюджет (цена строительства — примерно 14 млрд.) Впрочем, по оценкам Гизетдинова, с учетом конфликта с жителями, землю которых придется очень долго изымать через суд, разница в сроках реализации двух проектов может составить всего год. Но чиновник напоминает: при затягивании строительства «южного обхода» задохнется многотысячный город, поэтому «необходимо искать компромисс между законом и судьбами людей».

Жители в свою очередь продолжают искать правду в суде. Теперь они оспаривают постановление правительства Московской области об утверждении проекта планировки территории для строительства автомобильной дороги «Южный обход г. Подольска», подписанное 3 мая этого года. «Мы обратились в суд из-за тотального бездействия органов исполнительной власти в ответ на обращения моих доверителей, а также из-за полного отсутствия документов территориального планирования как на уровне области, так и на уровне города, которые должны предварять это майское постановление. Документы не были предоставлены ни по адвокатскому запросу, ни в судебное собеседование по делу, что, вероятнее всего, свидетельствует о том, что их просто нет», — рассказал «МК» адвокат Роман Ремидовский. Если документы все-таки будут представлены, их также будут оспаривать — ранее суд установил, что их не существует.

«Сейчас мы принимаем все меры, чтобы вернуть ситуацию в правовое русло, это такая программа-минимум, — резюмирует адвокат. — Но мы также надеемся, что, если выиграем в суде, это послужит своеобразным катализатором для изменения ситуации... Мы ведь оспариваем постановление старого правительства, возможно, новое руководство области может подойти к этому вопросу иначе и все-таки изменить проект». Надежда на это есть: по словам подольчан, разобраться в ситуации уже пообещал заместитель председателя правительства Московской области Анатолий Насонов.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру