Транспорт Москвы едет в тупик

Американский эксперт предупреждает: столица может повторить ошибки западных городов

04.09.2012 в 19:36, просмотров: 11726

Лето закончилось, и Москва уже традиционно встала в пробках. За последние дни уровень заторов несколько раз поднимался до 9-балльного уровня. Застрявшие автомобилисты видят один выход из своего положения: дороги надо делать шире, а стоянок (бесплатных) строить больше. Городские власти отчасти поддерживают такие настроения. Не зря же сейчас реконструируются чуть ли не все вылетные магистрали. А между тем заграничные эксперты скептически относятся к активизировавшемуся дорожному строительству. И дело в том, что на Западе уже пробовали строить шоссе и развязки в городах, это привело только к большим пробкам. За мировым опытом корреспондент «МК» отправился на беспрецедентную для столицы лекцию американского эксперта в транспортной области Вукана Вучика. Тема была соответствующая: «Как Москве избежать ошибок западных городов».

Транспорт Москвы едет в тупик
Столица России.

Итак, в 1950-х годах прошлого века США столкнулись с той же проблемой, что и Москва сейчас. Автомобилей стало слишком много. Американцы решили строить дополнительные дороги. Сначала увеличивали ширину улиц, потом начали прокладывать в населенных пунктах фривеи. Последние насчитывали по 20 полос. В центре возводились 10-этажные бетонные паркинги.

И что получилось в конце? Произошло социальное расслоение: престижны лишь те, у кого машина есть, остальные — неудачники. Люди перестали ходить. Сейчас 91% детей в Калифорнии в школу ездят либо на автобусе, либо на автомобиле.

Населенные пункты оказались некомфортны и неприятны для пешеходов. Кругом одни дороги. Но самое главное заключается в том, что пробки никуда так и не делись. Все активное строительство магистралей почти не дало результата.

Сейчас в развитых автомобильных странах начался обратный процесс. Автомобильная инфраструктура сознательно ограничивается. Парковки убираются, а общественный транспорт, наоборот, развивается. В Сингапуре платный въезд в центр сделали в 1975 году. Позже к тому же решению пришли в Стокгольме, Осло и Лондоне. Альтернативой машине в европейских городах отчасти стал скоростной трамвай. В Германии проложены пути, где этот вид транспорта в городе разгоняется до 100 км/ч.

фото: Иван Скрипалев

В центре Москвы нужно сократить количество паркингов, считает американский эксперт. Не надо поощрять пользование автомобилем. Приоритеты для автобусов и троллейбусов — тоже палка о двух концах. Пока общественный транспорт стоит в пробках — он не имеет никакого преимущества по сравнению с машиной. Даже выделенные полосы не являются панацеей. На них заезжают обычные автомобилисты, причем что в Москве, что в западных городах. Нужны именно отделенные от проезжей части линии.

На лекции присутствовал глава Департамента транспорта Максим Ликсутов. В конце у него появилась возможность в некотором роде прокомментировать нынешние действия столичных властей в свете позиции эксперта. Чиновник согласился, что Москва вынуждена частично ограничить доступ личного транспорт в центр.

Справка МК Справка "МК"

Вукан Вучик родился в 1935 году в Белграде. С конца 60-х годов живет в Америке. Эксперт принимал участие в проектировании транспортных систем Нью-Йорка, Филадельфии, Белграда, Манчестера, Мехико, Неаполя и Торонто. Кроме этого г-н Вучик преподавал в многочисленных транспортных университетах мира. Сейчас специалист числится ведущим экспертом министерства транспорта США.

— Платного въезда в центр у нас не будет, — заявил Максим Ликсутов. — Гигантских бетонных паркингов тоже. Мы планируем сделать 79 тысяч машино-мест вдоль улично-дорожной сети. После этого стоянки начнут становиться платными. К 2014 году в пределах Садового кольца не останется бесплатных мест, к 2015-му — в пределах ТТК. Имеются в виду парковки около крупных дорог. Естественно, жители смогут оставлять автомобили бесплатно. Мы посчитали, что в ЦАО приходится 0,6 машино-места на одну квартиру. Контролировать соблюдение правил стоянки будут «парконы» с комплексами автоматической фиксации нарушений. Парковочную полицию мы вводить не собираемся. Более того, Департамент транспорта хочет выйти с инициативой, чтобы лишить ГИБДД исключительного права администрировать парковочное пространство. Нам кажется, что с этой задачей городские структуры справятся лучше.

В общем, нельзя сказать, что столичные власти бросятся в точности исполнять рекомендации западного светила. Они, как и прежде, придерживаются половинчатой позиции — и дают немножко преференций общественному транспорту, и расширяют дороги для автомобилистов. В результате малозагруженные выделенки раздражают водителей, широкие магистрали упираются в бутылочные горлышки мостов, а открытый для движения центр города по-прежнему забит припаркованными машинами. Политика и нашим, и вашим продиктована, конечно, благими намерениями. А дороги, покрытые ими, как известно, от пробок не спасают.