С новым заторным годом

Как будет развиваться ситуация на столичных дорогах в ближайшие месяцы

Такой активности в борьбе с пробками, как за последний год, столичные власти не проявляли давно. Однако пришел сентябрь — и невооруженным взглядом видно, что заторы вернулись восвояси. Но, может, это лишь субъективная оценка, а на самом деле транспортных проблем стало меньше? «МК» вместе с экспертами проанализировал ситуацию на дорогах.

Как будет развиваться ситуация на столичных дорогах в ближайшие месяцы

— Традиционно лето — благоприятный сезон для автомобилистов. Как и обычно, в этом году загруженность дорог начала падать с мая и к середине июля установилась на минимальном уровне, — говорит аналитик сервиса «Яндекс.Пробки» Леонид Медников. — Пробки даже в худшие дни нечасто превышали 7 баллов. Но уже со второй половины августа машин в городе становилось все больше.

Средний балл пробок за последнюю неделю августа был почти на 30% выше, чем за предпоследнюю, и более чем на 40% выше, чем в самую свободную неделю лета (конец июля). По статистике, средний балл пробок в сентябре на 20–30% превосходит средний балл августа.

Очевидное ухудшение ситуации произошло в понедельник, 3 сентября. Утренний час пик оценивался в 6 баллов — это на 2 балла выше обычного для лета уровня. К середине дня загруженность дорог нормализовалась, и вечерний час пик прошел лишь немного хуже обычного.

Утром 4 сентября максимальная загруженность дорог оценивалась уже в 7 баллов, днем она также существенно превышала летние показатели, а вечером «Яндекс.Пробки» показали 9 баллов.

Наиболее загруженными магистралями Москвы, как и в прошлом году, сейчас являются Щелковское шоссе и шоссе Энтузиастов. «Поскольку соседние трассы также весьма загружены, автомобилисты стремятся избежать пробок, выехав пораньше. В результате пробки на Щелковском шоссе выстраиваются уже с 6.00, а на шоссе Энтузиастов с 6.30 — это примерно на час раньше, чем на более благополучных магистралях», — объясняет Леонид Медников.

Серьезные пробки в сторону центра держатся на этих двух трассах почти весь день. Даже в сторону области непросто проехать уже с раннего утра. По словам экспертов, быстро двигаться по Щелковскому шоссе не позволяет непрерывная череда светофоров. Пробки фиксируются на всем протяжении трассы, выделить какое-то конкретное проблемное место невозможно.

На шоссе Энтузиастов основные заторы в обе стороны наблюдаются на участке от станции метро «Шоссе Энтузиастов» до улицы Буракова. «Проблемы здесь из-за загруженных перекрестков были всегда. Но в последний год ситуация осложнилась еще и строительными работами, из-за которых проезжая часть сужается, — комментирует аналитик. — В результате ежедневно в часы пик тут образуются пробки длиной 3 км. По направлению в центр есть еще одно проблемное место — развязка с Третьим транспортным кольцом. В сторону области больше препятствий нет, однако перед МКАД можно встать в пробку, которая тянется до Балашихи».

Одно из самых спорных столичных нововведений, прямо или косвенно провоцирующее пробки, — выделенные полосы для общественного и спецтранспорта. Во всем мире они эффективны, но в Москве, как оказалось, эффект наблюдается далеко не всегда. Эксперимент на нескольких участках столичных дорог власти признали неудачным. Обособленных полос не будет на Смоленской улице (на всем протяжении в обоих направлениях), Большой Дорогомиловской (от центра, от Бородинского моста до угла д. 17 по Кутузовскому проспекту), на улице Красная Пресня (на всем протяжении, в обоих направлениях), на Новослободской улице (в обоих направлениях, от Вадковского пер. до Лесной ул.), на проспекте 60-летия Октября — Профсоюзной улице (оба направления, от пл. Гагарина до ул. Гарибальди), на проспекте Мира (оба направления от пл. Рижского вокзала до Садового кольца) и на улице Большие Каменщики — Новоспасском проезде (от центра, от Таганской площади до 3-го Крутицкого переулка).

Горожане откровенно недоумевают: почему нельзя было рассчитать сразу, где выделенки нужны, а где нет? Да и с организационной частью много вопросов. «То откроют, то закроют, то можно по выходным ездить, то делиниаторы (разделительные барьеры) ставят»; «Скажите, чтобы наконец определились, где полоса выделена, где нет! На Алтушке то повесили „кирпичи“, то занавесили их пленкой, пленка слетела. Пусть уж точно все пометят, повесят, чтобы уж точно видеть, можно ехать или нет»; «И на Дмитровке, и на Алтуфьевском полосы ведут из ниоткуда в никуда, они в целом дублируют метро и не довозят до пересадочных узлов. От поселка Северный транспорт идет максимум до станции метро „Петровско-Разумовская“, к чему полоса дальше?»; «Выделенка на площади Гагарина появляется (в сторону центра) совершенно неожиданно во втором ряду! Народ шарахается, аварийные ситуации раз в 2–3 минуты. В сторону области с ТТК нужно сразу же выезжать во второй ряд, а если надо на Профсоюзную, то через 50 м — обратно в правый ряд на поворот», — делятся впечатлениями автомобилисты на форуме Probok.net.

Впрочем, несмотря на не очень удачное начало, городское руководство по-прежнему намерено весьма активно внедрять выделенные полосы. Как заявили в Департаменте транспорта столицы, всего в 2012 году будет введено 93 км выделенных полос на следующих участках: Комсомольский проспект — проспект Вернадского (от Садового кольца до Ленинского проспекта); Профсоюзная улица (от улицы Гарибальди до МКАД); Варшавское шоссе (от 1-го мкр. Щербинки до МКАД); Большая Дорогомиловская ул. (направление в центр, на всем протяжении); Алтуфьевское шоссе (от Сигнального проезда до МКАД); Люблинская ул. (от проектируемого пр. 5396 до Волгоградского проспекта); ул. Большая Полянка — Ленинский проспект (от Большого Каменного моста до МКАД); проспект Андропова — ул. Большие Каменщики (от метро «Коломенская» до 3-го Крутицкого переулка в оба направления, от 3-го Крутицкого переулка до Таганской площади только в направлении центра); проспект Маршала Жукова — Звенигородское шоссе (от Крылатской улицы до улицы 1905 года); Дмитровское шоссе — Новослободская ул. (от МКАД до Вадковского переулка); Ленинградское шоссе (от МКАД до Ленинградского проспекта).

Не исключено, что выделенка появится и на Садовом кольце. Как стало известно «МК», полностью кольцо, скорее всего, трогать не станут. В Департаменте транспорта склоняются к необходимости обособления полос для общественного транспорта на определенных участках.

— Решение по Садовому кольцу, как и по остальным магистралям, принимается на основе фактических данных по пассажиропотокам и фактического количества единиц общественного транспорта в час пик, — говорит зам. руководителя Департамента транспорта Москвы Евгений Михайлов. — Точкой принятия решения мы для себя определили 20 единиц в час, то есть один автобус-троллейбус «Мосгортранса» в три минуты. Там, где интенсивность ниже, смотрели, есть ли потребность и возможность увеличить количество транспорта, а также наличие частных перевозчиков, поскольку они являются законными пользователями выделенной полосы.

Так, от Самотечной до Калужской площади, по улицам Зацепский Вал и Валовой частота движения троллейбусов-автобусов превышает 20 единиц в час. Стало быть, утверждают специалисты, введение выделенной полосы целесообразно. А на участке от Самотечной площади до Зацепского Вала и по Житной улице общественный транспорт ходит гораздо реже. И перед тем как вводить выделенные полосы, нужно уменьшить интервал движения троллейбусов и автобусов.

«Выделенка полностью угробит возможность парковки, а ведь на Садовом кольце много театров, магазинов, больниц. И наверняка найдутся остапы бендеры, которые обустроят рядом с ними платные автостоянки с неподъемными тарифами», — таков основной аргумент простых москвичей. Впрочем, ряд специалистов-транспортников тоже скептически относятся к идее «обособить» Садовое кольцо. «Троллейбусы большую часть дня катаются по кольцу пустыми. Пассажирам не хочется часами стоять в пробках, и они предпочитают добираться на метро, благо, что его станции расположены на всем протяжении Садового», — говорит аналитик Григорий Песков.

Прислушаются ли власти города к мнению специалистов и автомобилистов — покажет время. В любом случае решение о введении выделенных полос на Садовом кольце, смеем надеяться, будет принято взвешенно, а не с кондачка.

Ну а пока, в течение месяца-двух, москвичи могут наслаждаться относительно свободными трассами. Нет, конечно, 7–9 баллов в часы пик по шкале «Яндекс.Пробок» — отнюдь не мало, но это все-таки не «десятка».

— Судя по статистике прошлых лет, до конца сентября дальнейшего ухудшения дорожной ситуации быть не должно, разве что это будет происходить очень медленно и практически незаметно для горожан на протяжении всей осени, — говорит Леонид Медников.

Мегапробки придут только с выпадением снега. А к зимним катаклизмам на дорогах москвичи, увы, уже привыкли. И отвыкнуть от них не получится. Как уже писал «МК», в ближайшие годы ситуация будет очень тяжелая. Столичные власти и сами не скрывают: пробки на дорогах уменьшатся лишь к 2016 году. «Москва получит выигрыш во времени на 3–4 года, после чего сильные пробки вернутся, и придется снова предпринимать какие-то меры либо, что вероятнее всего, регулирующими экономическими нормами пересаживать людей на общественный транспорт», — подытоживает ведущий специалист отдела компании «Эшелон Геолайф» Михаил Каштанов.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру