Автобусную реформу оплатят пассажиры?

В Москве сменился «главный по транспорту», но дорожных проблем только прибавилось

Сергей Собянин отправил в отставку Николая Лямова (на фото крайний справа), с октября 2010 года занимавшего пост зама мэра Москвы по вопросам развития транспорта и дорожного строительства. Этот чиновник за время своего руководства запомнился тем, что на пресс-конференциях с изрядным постоянством обещал убрать из автобусов-троллейбусов турникеты, ввести общий билет для метро и наземного транспорта, наладить работу такси. Ни одно обещание в жизнь, увы, так толком и не воплотилось. Нет гарантий, что они будут реализованы в ближайшее время. Зато транспортные чиновники готовы порадовать нас новыми неоднозначными идеями.

В Москве сменился «главный по транспорту», но дорожных проблем только прибавилось
Николай Лямов (справа) не смог реформировать транспортную систему Москвы.

Впрочем, Николай Лямов был с журналистами по-своему честен. «Многие задают вопрос: когда мы почувствуем эффект? Когда пробок в городе не будет? Когда, когда, когда... Не знаю! Мы же с вами коллеги, дорогие журналисты, мы же понимаем, что это не год и не два. Надо потерпеть!» — искренне признавался руководитель.

Теперь же транспорт Москвы полностью передан в руки нынешнего главы департамента Максима Ликсутова. Г-н Лямов оставил ему «в наследство» пост зама мэра по вопросам транспорта, а также все нерешенные проблемы. Единого билета, ввести который обещали еще в 2011-м, так и не появилось. Эффективность многих выделенных полос для автобусов-троллейбусов по-прежнему неочевидна. Зато у транспортных чиновников появилась очередная революционная идея: стимулировать замену коммерческих маршруток на большие, но тоже коммерческие автобусы. Сама по себе она вроде бы неплоха — мало кому нравится передвигаться на раздолбанных «Газелях». Но, оказывается, облагодетельствовать нас хотят за наш же счет: город готов платить коммерческим перевозчикам за обслуживание только одного маршрута несколько миллионов рублей в год.

По данным «МК», с 2013 года все линии, по которым сейчас бегают маршрутки, будут распределяться по конкурсу. Дабы стать его участником, компания должна владеть автобусами большой вместимости, отвечающими стандартам Евро-5, с низким полом и встроенными турникетами. Если низкий пол и Евро-5 вопросов не вызывают, то зачем нужны турникеты, доставляющие неудобства пассажирам, непонятно. По словам нашего источника, Департаменту транспорта безразлично, какое количество пассажиров будут перевозить победившие на конкурсе коммерсанты. За каждый пройденный автобусом километр перевозчик получит 70–80 руб. — даже если салон будет пустым. Прямо как в анекдоте: «Ты просто ходи туда-сюда, туда-сюда».

Казалось бы, в первую очередь надо модернизировать «Мосгортранс», нежели вкладывать в коммерсантов, которые и так неплохо зарабатывают. По расчетам представителя компании «Транс-вэй», оплата 2,5 тыс. автобусов, которые, по планам города, станут обслуживать коммерческие маршруты, встанет столичной казне в 19 млрд руб. в год!

«Кому нужна такая реформа? Уж точно не пассажирам. Она выгодна чиновникам и бизнесменам, которые получат доступ к миллиардным дотациям, — утверждает экономист-транспортник, зав. кафедрой Государственного университета управления д.э.н. Владимир Персианов. — Вряд ли коммерческие перевозчики будут ориентироваться на нужды пассажира, едва ли повысится качество обслуживания. Ведь качество — это прежде всего безопасность». Вопрос на засыпку: где коммерческие перевозчики возьмут такое количество профессиональных водителей? Скорее всего, переучат на скорую руку тех, кто сейчас гоняет на маршрутках. Да только захотят ли нынешние горе-шумахеры водить большие автобусы «медленно и печально», по правилам дорожного движения?

С известной долей скепсиса к грядущему нововведению относятся и люди, причастные к коммерческим перевозкам. В неофициальных беседах они говорят, что лично им совсем невыгодны какие-либо перемены: «Мы и так неплохо зарабатываем. Рынок сформирован, маршруты поделены. Возможно, что готовится большой передел, в результате которого выиграют структуры, близкие к московскому правительству».

Как подтвердил нам исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников, уже в октябре город разыграет пилотный автобусный маршрут протяженностью 16 км на севере Москвы: НАМИ — улица 8 Марта. Сейчас по нему ходят автобусы «Мосгортранса» с регулярностью раз в 20–50 минут. Департамент транспорта хочет резко уменьшить интервал движения — до 14 минут. Обязательное требование к перевозчику — соблюдение расписания. Может выйти так, что перевозчик, которому велено ходить в несколько раз чаще, будет перевозить воздух за огромные казенные деньги.

При этом, уверен Владимир Персианов, объем перевозок муниципальным транспортом, на который также выделяются немалые средства, будет только падать.

— 28 сентября должно состояться заседание, на котором коммерческие перевозчики и руководство Департамента транспорта обсудят грядущую реформу, — сообщил «МК» Юрий Свешников.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру