«Формула-1» для Большой Москвы

Территориальная схема новых столичных округов будет готова в ближайшие месяцы

13.03.2013 в 20:55, просмотров: 3455

Новая Москва по-прежнему остается для большинства горожан терра инкогнита. Решение федерального центра о перспективах переезда туда чиновников постоянно откладывается, хотя особо горячие головы из Кремля в свое время обещали начать переселение уже в 2014–2015 гг. В отсутствие понятных сигналов из-за Кремлевской стены столичным властям приходится самостоятельно определять стратегию развития присоединенных территорий и выделять деньги на неотложные нужды. Глава Департамента развития новых территорий Владимир ЖИДКИН рассказал «МК» о принимаемых мэрией решениях в этой сфере.

«Формула-1» для Большой Москвы
фото: Михаил Ковалев
Проект планировки Калужского шоссе сейчас разрабатывается.

— Недавно было объявлено, что городской бюджет в этом году профинансирует реконструкцию двух дорог в Новой Москве — в Коммунарке и между поселениями Мамыри и Саларьево. Какие работы там запланированы? И почему выбраны именно эти две дороги?

— Эти дороги наиболее перегружены, поскольку расположены в ближнем поясе от МКАД. Там сейчас идет интенсивное строительство, уже образуются пробки, которые нужно снимать и создавать нормальные транспортные коридоры. 18 марта состоятся публичные слушания, после чего мы сразу объявим конкурс на проектирование и строительство, которое планируется осуществить до конца 2013 года. Предусматривается расширение дорожного полотна с двух до четырех полос и создание заездных карманов.

фото: Наталья Мущинкина

— Почему реконструкцию берет на себя бюджет? Ведь там работает много инвесторов, и дороги будут работать в том числе и на их объекты.

— Инвесторы тоже примут участие в дорожном строительстве, не волнуйтесь. Одной дорогой Мамыри — Саларьево мы не обойдемся. Там нужен дублер, который будет строиться за счет внебюджетных источников. Кроме того, инвесторы построят развязку на Боровском шоссе и подъезды к «Лотос-сити». Эти объекты обойдутся в 3–4 млрд руб. Предполагается, что компании внесут эти средства в дорожный фонд.

— Госдума затягивает с принятием законопроекта об упрощенном порядке изъятия земель в Новой Москве. Много участков нужно изъять, чтобы построить названные вами транспортные объекты?

— По дорогам в Коммунарке и Мамыри — Саларьево ничего изымать не нужно. Есть еще четыре местные дороги, запланированные к расширению в последующие годы. Вот по ним предполагаются изъятия в установленном законодательстве порядке: небольшие кусочки по 3–4 сотки.

— А по Калужскому шоссе?

— Трудно сказать, так как проект планировки еще не готов. Знаю, что при разработке запрашиваются кадастры на все земельные участки, по которым проходит трасса, чтобы обременения по изъятию были минимальными. У города нет лишних денег на компенсации.

— К 1 марта Минфин и Минэкономразвития должны были представить предложения по оптимальной финансовой модели перевода в Коммунарку федеральных органов власти. Вы с ними знакомы?

— Официальная информация к нам не поступала.

— У Москвы есть свои предложения? Сколько городских чиновников могли бы перебраться в Новую Москву?

— Нет. У нас есть расчеты по объемам площадей, занимаемых органами власти Москвы. Но кто именно из них может переехать, куда и в какие сроки, будет определяться после принятия решения федеральным центром. Сейчас никакого даже предварительного списка не существует.

— На одном из недавних совещаний у премьер-министра Дмитрия Медведева называлось несколько вариантов размещения Международного финансового центра. Рублево-Архангельское уже не является однозначным выбором?

— Мы ориентируемся на Рублево-Архангельское. И по поручению правительства РФ совместно с Москомархитектурой готовим расчет затрат на транспортную инфраструктуру для обеспечения потребностей МФЦ и общего развития территории. Вокруг есть утвержденные проекты планировки на 5 млн кв. м недвижимости и еще порядка 4 млн кв. м в границах территории застройки МФЦ.

— Метро в Рублево-Архангельское вести планируется?

— В предварительных проработках есть предложения по строительству метро, продлению Рублевского шоссе с сооружением моста через Москву-реку, реконструкции развязки на пересечении Рублевского шоссе и МКАД и реконструкции и развития Рижского направления МЖД с учетом развития ветки в Рублево-Архангельское.

— Во сколько обойдется этот транспортный каркас и кто будет финансировать строительство?

— Предварительные затраты на развитие транспортной инфраструктуры Рублево-Архангельского составят не менее 50 млрд. рублей. Финансирование скорее всего будет смешанным.

— По каким еще «точкам роста» есть понимание перспектив развития?

— По Румянцеву, где уже активно работают инвесторы. По Коммунарке, где, как мы рассчитываем, будет административно-деловой центр с застройкой 3–4 млн кв. м. По Мосрентгену, хотя там сильно завышены технико-экономические показатели. Такого объема недвижимости — более 3 млн кв. м — как заявляют девелоперы, точно не должно быть. Сокращать уже утвержденные проекты планировок мы не будем, но их немного. Всего 2 млн кв. м на всю территорию. А все остальное — это просто «хотелки» инвесторов. Например, «Славянский мир» говорит о 1,9 млн кв. м недвижимости. Но как можно столько построить на участке 50 га? Тем более что утвержденная документация есть только на 600 тыс. кв. м. Мы все ТЭПы, заявленные инвесторами, рассматриваем в рабочей группе и отправляем на доработку, потом снова смотрим, снова перерабатываем, пока не придем к компромиссному варианту.

— А инвесторы вас слышат?

— Конечно, мы работаем в тесном контакте. Не всегда переговоры идут гладко, но в большинстве случаев мы приходим к взаимопониманию. Инвесторам ведь тоже не нужно строить объекты, к которым потом невозможно будет доехать. Вот, например, компания «Кольчуга» первоначально пришла к нам с проектом на 800 тыс. кв. м (общественно-культурный центр. — Е.Е.). После совместного обсуждения достигнуто согласованное решение и заявленные показатели снижены вдвое.

фото: Кирилл Искольдский
Городской бюджет в этом году профинансирует реконструкцию двух дорог в Новой Москве — в Коммунарке и между поселениями Мамыри и Саларьево.

— И что город им за это дал? Какую компенсацию?

— Город? За что? За заявленную цифру? У них была только идея, без проекта планировки.

— Когда мы узнаем, что будет строиться в Новой Москве, где и в каком объеме?

— Во втором квартале, когда будет готова территориальная схема двух новых округов, мы получим первое понимание комплексного градостроительного развития территорий. В том числе будут определены транспортные коридоры, инженерия, функциональное зонирование и параметры застройки.

— На присоединенных территориях находятся крупные сельскохозяйственные предприятия. Какова их судьба?

— Сейчас сельскохозяйственные ФГУПы выращивают крупный рогатый скот. Коровы ходят, травку щиплют. В городе видеть это вряд ли правильно. Аграрный сектор может сохраниться, но в каком-то ином виде. Это понимают и сами владельцы предприятий. Где-то могла бы остаться переработка, как, например, на «Белой даче», а остальные сами говорят о том, что им, возможно, правильнее было бы переехать на другие территории, но предметно об этом пока рано говорить. Нужно дождаться появления территориальной схемы.

— Почему в горбюджете заложены средства на транспортные объекты в Новой Москве и полностью игнорируется жилищное строительство? Там ведь есть и очередники, и морально устаревшее жилье.

— На данном этапе программа сноса некомфортного жилья реализуется в «старой» Москве. Городские власти должны прежде всего выполнить уже существующие обязательства. На присоединенных территориях переселение очередников и других категорий осуществляется на долю города в инвестконтрактах в сложившейся ситуации. Этого пока достаточно.

— А большие там доли у города? В Москве минимум 30% было.

— Доли сильно варьируются, но имеются почти во всех проектах. Размер во многом зависит от того, чья земля и какие обременения по развитию транспортной, инженерной и  социальной инфраструктуры определены инвестиционными условиями. Если участок находится в собственности застройщика, то доля может быть и 5%, и 2%, если в аренде — то передаче подлежат до 10–15% площадей. Также есть зависимость от удаленности от МКАД. Около МКАД, где цена квадратного метра — 80 тыс. руб., доля меньше, на периферии, где метр стоит 45 тыс. руб., — больше.

— Сколько жилья будет построено в Новой Москве в 2013 году?

— 1,1 млн кв. м, и еще порядка 600 тыс. кв. м другой недвижимости.

— Какое политическое решение принято в отношении многоквартирных домов, построенных на землях садоводческих товариществ (СНТ)? Будете сносить или легализуете?

— Почти по всем СНТ сейчас идут судебные разбирательства. Мы нацелены на то, чтобы там, где квартиры не проданы, снести эти дома. Несколько решений уже есть. Этим вплотную занимается префектура ТиНАО.

— Шел разговор о том, что в Новой Москве нужно создавать не только рабочие места и жилье, но и объекты досуга. Какие-то конкретные проекты в этой области уже есть?

— Есть предложение построить гоночную трассу рядом с Внуково.

— Для «Формулы-1»?

— Сама трасса, насколько я знаю, будет проектироваться по стандартам этой гонки. Даже проектировщиком будет немецкая компания, спроектировавшая 90% гоночных трасс для «Формулы-1» в мире. Кроме того, есть предложения по созданию нескольких тематических парков. Например, рядом с усадьбой Остафьево предлагается создать развлекательный парк, основной тематикой которого станут события российской истории. Проект планируется реализовать на принципах частно-государственного партнерства: бюджет профинансирует инженерию и транспортную инфраструктуру, инвестор — все остальное. Концепция парка будет официально представлена в апреле.