Военные трофеи спрятали в столичном метро

После победы берлинскую «подземку» отправили в Москву

Разгромив гитлеровскую Германию, Советский Союз постарался хотя бы отчасти компенсировать за счет побежденных немцев тот материальный ущерб, который нанесло стране фашистское нашествие. Среди прочего немецкого добра на восток уехали и 120 вагонов берлинского «сабвэя»: их собирались использовать на линиях Московского метрополитена.

После победы берлинскую «подземку»  отправили в Москву

С «халявной» германской техникой пришлось все-таки изрядно повозиться. Чтобы погрузить вагоны берлинских подземных экспрессов на железнодорожные платформы, нашим саперам приказали даже построить специальную подъездную ветку, ведущую от метродепо «Фридрихфелде», расположенного в советской зоне оккупации, к соседней железнодорожной станции.

В Москве немецкие трофеи сразу отправили на ремонт. Часть привезенных вагонов оказалась в весьма плачевном состоянии, поскольку они побывали в роли «утопленников» – находились в тоннелях берлинского метро, заполненных водой по приказу Гитлера во время штурма города войсками Советской Армии. Кроме того предстояло еще «перековать» германскую технику на более широкую русскую колею, переделать кое-что в электрооборудовании... Лишь два года спустя, в июне 1947-го, первый «импортный» состав начал курсировать от «Парка Культуры» до «Сокольников». А в 1949 г. уже все 120 берлинских вагонов, которым присвоили для обозначения индекс «В», возили москвичей по подземным трассам.

Привезенное из столицы Германии пополнение весьма отличалось от метропоездов советского производства. У большинства «немцев» было по три двери, крыша в виде арки со стеклянными световыми фонарями... и наполовину ручное управление работой дверей: электропривод использовался лишь для их закрывания, а вот открывать створки должны были сами пассажиры (но только по команде машиниста поезда – ох уж эта немецкая дисциплина!).

Век «подземных трофеев» оказался не столь долог. Из-за отсутствия запасных деталей уже через 5-6 лет пришлось едва ли не треть вагонов «В» снять с линии и отправить в резерв. Их поставили тогда на закрытых для пассажирского движения перегонах от «Киевской» до «Калининской» и потихоньку разбирали на запчасти. А после того, как в 1958 г. была пущена Филевская линия, вагоны «В» спешно переоборудовали для работы на этом наземном радиусе столичного метро. Поизносившуюся немецкую технику было не жалко добивать, эксплуатируя под дождем и снегом на открытых участках новой трассы.

Последние трофейные вагоны из берлинской «подземки» пошли на металлолом в 1966 г.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру