Все ямы на дорогах собрали в сеть

На городских порталах москвичи активно борются с рябым асфальтом

Садоводство как способ борьбы с дорожными ямами изобрели в Ярославле. Акция по засаживанию ям картошкой вышла эффектной, но не эффективной. Столичные автолюбители, не желающие демонстрировать на дорогах приемы фигурного вождения, объезжая ямы и колдобины, могут реально заставить городские власти привести дорожное полотно в порядок. И картошка тут ни при чем. Портал «Дороги Москвы» работает куда действеннее.

На городских порталах москвичи активно борются с рябым асфальтом

Пока автомобилисты в Ярославле выкрашивают в яркие цвета дорожные ямы, а в самые глубокие выбоины высаживают картофель, автолюбители в Томске украшают ямы цветами. «Посмотрим, что произойдет быстрее — прорастет картошка или будет сделана яма», — невесело шутят они. В этих городах говорят, что акции бессрочные и будут проходить, пока не улучшится ситуация на дорогах. А все ли гладко на дорогах в Москве?

Нет, конечно, и в столице дороги бывают рябыми. Случаются и массовые аварии. На проспекте Андропова в районе пересечения с Нагатинской набережной в ночь на 6 мая из-за ямы на дороге пострадали не менее десяти машин. По словам водителей, увидеть ее заранее и объехать на большой скорости было практически невозможно. Не засаживать же такие ямы цветами и картошкой. От этого они не разровняются. Знаем — проходили. Можно бесконечно ругаться, требовать, выкрашивать их в яркие цвета. Но лучше все-таки включить компьютер (или воспользоваться мобильным приложением), зарегистрироваться на публичном портале «Дороги Москвы» (doroga.mos.ru) и оставить сообщение о проблеме. Еще лучше сопроводить сообщение изображением. Сфотографировать яму, приложив масштабирующий предмет, например, какой-нибудь журнал или бутылку из-под газировки, завалявшуюся на заднем сиденье. И просто подождать пару дней.

Алгоритм интернет-жалобы прост: регистрация — сообщение — ответ чиновников. Регистрация не требует от пользователя указывать личные данные. Достаточно имени, фамилии и адреса электронной почты для связи. Сообщения, отвечающие требованиям Единых правил модерации, публикуются на портале в течение 24 часов. Размером до 700 знаков и возможностью прикрепить до 5 фотографий.

Чиновники обязаны рассмотреть заявку в течение 8 дней и дать ответ гражданину на данном портале. Все обращения граждан и ответы чиновников находятся в общем доступе. Ответ держат главы управ, префекты, руководители департаментов. Их сообщения тоже проверяются службой модерации. Если чиновники не спешат или пользователи не согласны с их ответом, в действие вступает контролирующий орган — ОАТИ. С его помощью проблема решается.

По итогам работы составляется рейтинг оперативно работающих и медлительных управ и префектур. На портале «Дороги Москвы» можно, например, увидеть, что в марте хуже всех работал Северный округ Москвы. Они получили 513 жалоб, а ответили в срок только на 354. Медлительность в данном вопросе не является поводом к увольнению. Но не случайно именно этой зимой многие главы управ потеряли свои места. Раз в месяц мэр Москвы Сергей Собянин выслушивает доклад о работе порталов. И при затягивании с ответами требует срочно разобраться в ситуации.

Инструмент в руках у москвичей прекрасный. Правда, не все автомобилисты спешат решать проблемы через порталы. Может быть, не верят в их действенность. Может быть, просто не знают о них. В апреле «Дороги Москвы» провели месячник борьбы с ямами. Его целью было привлечь горожан к контролю за состоянием дорог, вовлечь их в совместную с властями работу по улучшению качества асфальта, стимулировать реальный общественный контроль за деятельностью подрядных организаций.

Народный контроль не заставил себя ждать. Почти полторы тысячи москвичей обратились на портал с жалобами. В том числе — 52 сообщения поступило по акции «Ямы в цвет!», 47 — от «РосЯмы» («РосЯма» — партнер портала «Дороги Москвы»). 50% всех сообщений о ямах относились к ЦАО, ВАО и САО. Абсолютное большинство жалоб было признано. Все-таки яма — не призрак, не может почудиться. И чиновники не спорили — ямы есть. При этом большинство органов исполнительной власти реагировали на сигналы, поступающие от горожан, весьма оперативно. Так, средний срок подготовки ответов органов исполнительной власти на портале составил по итогам апреля чуть более четырех дней — при допустимом регламентом 8-дневном сроке. Причем быстрее всех отвечали чиновники из Зеленограда, где средний срок подготовки ответов составил 1,5 дня. У них же стопроцентная устраняемость проблем. Центральный округ немного отстает — средний срок подготовки ответа 6,6 дня (устраняемость проблем — 95%). Меньше всего устранено проблем в Восточном округе (56% при среднем сроке подготовке ответов 4,4 дня).

Кстати, Зеленоград — единственный округ Москвы, где чиновники устранили все без исключения ямы, наличие которых они признали (признали они их в 70% случаев). На втором месте по скорости оповещения граждан о решенных проблемах или указании сроков их решения — органы исполнительной власти Южного административного округа, чьи ответы пользователям на портале появлялись в среднем в течение трех дней: в этом округе было устранено 67% нарушений из признанных (причем проблемы были признаны по 98% сообщений). Сами ямы заделывались быстрее, чем готовились ответы чиновников: в большинстве случаев работы проводились в течение одного-двух дней, о чем и сообщали на портал не только органы власти, но и в ряде случаев — подтверждали на портале сами пользователи.

Всего за апрель москвичи оставили на портале «Дороги Москвы» почти 4 тысячи сообщений о ямах на столичных дорогах. Иногда на одну и ту же яму жаловались одновременно несколько пользователей. 2189 нарушений (96% от общего числа тех, на которые указали москвичи) чиновники полностью признали — и на сегодняшний день около 90% из них уже устранено. Причем 64% всех ям, о которых сообщили горожане на портал, было ликвидировано еще в течение подготовки ответов, поступивших от органов исполнительной власти. Оставшиеся ямы все еще латают, правда, делается это в большинстве случаев в рамках комплекса довольно масштабных работ по капремонту определенных участков дорог в соответствии с утвержденными графиками.

По итогам месячника выявились и наиболее активные пользователи: в «десятку» самых неравнодушных «народных контролеров» вошли те горожане, каждый из которых в течение месяца оставил сообщения более чем о 20 проблемах на дорогах, причем пятеро из них — указали на 40 и более ям. Это пользователи под никами Иванов И. (49 сообщений), Дудин Александр Александрович (46 сообщений), Мартынюк Галина Григорьевна М. (45 сообщений) и другие. Можно составить рейтинг самых комментируемых подрядчиков. В адрес ООО «Трансстромсервис» поступило 187 сообщений; ООО «Квант Оптика» получил 169 сообщений; ОАО «Предприятие механизации коммунальных работ» — 147 сообщений. Такая публичность — отличный стимул работать лучше.

Поиск ям может стать увлекательной игрой. В конце марта рассерженные горожане собрались однажды ночью, разделились на команды и устроили соревнование — кто найдет больше ям. В акции приняли участие street-challenge-клубы, сообщества автомобилистов Москвы и просто неравнодушные к проблемам плохих дорог. Самая активная команда выявила и отметила более 40 ям и выбоин. Все зафиксированные ямы участники акции отмечали краской, а внутри глубоких выбоин были посажены цветы. Чтобы ускорить процесс починки, фотографии проблемных участков были отправлены на публичный портал «Дороги Москвы».