Станцию «Тульская» украсят блохой в честь родного города

Тула переоформит одноименную станцию столичной подземки в патриотическом стиле

18.09.2014 в 21:06, просмотров: 1789

В Центральном Доме Архитекторов в четверг вечером состоялся первый тур конкурса на лучший проект монументально-декоративного оформления станции метро «Тульская». Это первый случай в московском метрополитене, когда оформители придут на давно действующую станцию. Правда, обновить ее обещают, не мешая движению. Этот прецедент случился «по вине» тульского губернатора — а точнее, по его желанию и за его счет. Правительство Тульской области пожелало, чтобы станция, названная в честь их любимого города, несла в московский пассажиропоток его «культуру и историю».

Станцию «Тульская» украсят блохой в честь родного города

Как объяснил «МК» президент Союза московских архитекторов Николай Шумаков, «тульская история» длится с начала года.

- Сначала с инициативой переоформить станцию выступил тульский губернатор, - говорит Шумаков. - Идею поддержали московский метрополитен и «Метрогипротранс», который является правообладателем нынешнего архитектурного облика станции.

«Тульская» была открыта 8 ноября 1983 года при участии собственно нашего собеседника Николая Шумакова и входящей сегодня в состав жюри конкурса проектов архитектора Натальи Шурыгиной. А сейчас идет конкурс на ее лучшее «новое лицо». По замыслу тульских властей и судя по выставленным в зале ЦДА 20 конкурсным макетам, привычная нам «Тульская» станет … совсем тульской! В аннотации к конкурсу так и сказано: «Основная цель конкурса - поиск оптимального художественного или дизайнерского решения, которое сможет наиболее полно и интересно рассказать москвичам о Туле, вызвать яркие ассоциации и желание посетить этот замечательный город».

Лучшую разработку концепции монументально-декоративного оформления станции выберут в два этапа. Судить будет жюри из представителей правительства и Минкульта Тульской области, Союза московских архитекторов (СМА), Московского союза художников (МСХ), метрополитена и метрогипротранса. До первого тура из огромного количества заявок отобрали 20 самых интересных проектов, которые и радовали в четверг вечером глаз жюри. Заседать, судить и рядить собрались чуть ли не всю ночь — настолько разбегается глаз! Но к утру пятницы, по результатам всенощного бдения авторитетного жюри, их останется всего десять.

- Второй этап конкурса, где будут соревноваться оставшиеся 10, состоится недели через две — максимум три, - рассказывает Шумаков. - До второго тура все полуфиналисты поедут в Тулу — на ознакомительную поездку по предприятиям Тулы. Заказчик — то есть, тульское правительство — хочет, чтобы все детали для нового оформления станции были произведены на тульских заводах. После 2 этапа конкурса будет выбран победитель — и он сразу приступит к реализации своего проекта. Так что к началу следующего года станция преобразится.

- Не создадут ли оформительские работы на станции помехи в работе и без того перегруженной столичной подземки?

- Одно из условий этой затеи — не создавать помехи! Работать будут не над путями, не над эскалаторами, не препятствуя ни расписанию поездов, ни движению пассажиров. Возможно, ночью будут завозить и монтировать подготовленные заранее декоративные детали.

А поскольку большинство проектов-конкурсантов представлены СМА и МСХ, то и любовь к Туле они прививают один креативнее другого. Но, как и водится в искусстве, каждый в своем жанре — у одного ренессанс, у другого модерн...

Один из проектов, например, тяготеет к фольклору и считает необходимым напомнить московскому пассажиру притчу о тульском умельце-левше, который без проблем подковал даже блоху. В память о таком ловкаче на «Тульской» предлагается воздвигнуть внушительный монумент — блоха из нержавейки на стальной колонне. А концепция «Тула-Свет-Город мастеров» относит нас к истории тульских ремесел посредством тематических светящихся витражей - «Пряники», «Самовар», «Гармонь», «Филимоновская игрушка», «Белевское кружево».

Авторы концепции в стиле хай-тек под рабочим названием «Тула Today” хотят, если верить аннотации к их макету, наладить «живую связь» между Тулой и Москвой — посредством освещения на станции «Тульская» культурной и деловой жизни Тулы, в том числе путем онлайн-трансляции тульских новостей.

Не обошлось и без сюра: в рамках проекта «Чайник-пряник-два ствола» вход на станцию украсят двумя гигантскими самоварами, а саму станцию планируют обить вороненой сталью - «а-ля ствол пистолета».

На мой вопрос, есть ли у них фавориты, члены жюри кивают, однако тут же оговариваются, что озвучивать свои пристрастия не имеют права. А на вопрос, не последуют ли примеру тульского коллеги другие губернаторы, именами чьих городов названы станции столичной подземки, и не обновят ли за свой счет нам все метро, в жюри заулыбались: «А какие у нас еще? Пражская? Вряд ли. Киевская? Ну только если ее в Крымскую переименовать!»