Масштабная программа строительства ТПУ в Москве вызывает много вопросов

Транспортно-пересадочный тупик

Не так давно на востоке столицы прошел митинг против строительства транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) у станций метро «Измайловская» и «Первомайская». Ранее на пикеты неоднократно выходили и жители других столичных округов. Серьезное ухудшение санитарной, экологической, криминальной обстановки и в целом условий жизни в районе — таковы опасения тех, чьи дома попадают в зону строительства.  «МК» разбирался, что не нравится горожанам в программе строительства ТПУ.

Транспортно-пересадочный тупик
Вместе с жителем района Вешняки мы прибыли на место предполагаемого ТПУ «Выхино». Прямо под нами — магистральный канализационный коллектор.

Летом этого года более 13 тысяч горожан обратились с открытым письмом к Сергею Собянину о необходимости прекратить строительство ТПУ в Измайлове. «Главное — машины, главное — инвесторы!», «Москва — город, удобный для бизнеса!» — с такими альтернативными лозунгами выступают москвичи.

Напомним, в 2011 году вышло постановление правительства Москвы, согласно которому до 2020 года в столице планируется построить 255 транспортно-пересадочных узлов. Этот масштабный и многомиллиардный проект объясняется желанием властей повысить комфорт пассажиров при пересадке с одного вида транспорта на другой — метро, электричку, личный автомобиль, автобус или маршрутное такси. Кроме того, для полного ощущения комфорта на территории 160 таких зон предполагается возвести капитальные строения. В них в том числе разместятся гипермаркеты, гостиницы, предприятия общепита, бытового обслуживания и проч. По мнению чиновников, ежедневный пассажиропоток на территории некоторых узлов превысит суточную посещаемость вокзалов.

— Обстановка в Измайлове находится на грани социального взрыва, — говорит житель и активист Надежда Загордан. — На выделенной под ТПУ территории будет снесена Измайловская ярмарка, которой пользуются жители окрестных районов. Об этом нам сообщил глава управы «Измайлово» в мае 2014 года. А по распоряжению Москомархитектуры, которое вышло в марте этого года, ТПУ появятся на месте спортивных площадок МГТУ имени Баумана, сотен гаражей москвичей — ГСК-5, детских площадок и обустроенной в прошлом году пешеходной зоны на Измайловском проспекте. Вместо удобной для нас инфраструктуры мы получаем вокзал для прибывающих из Подмосковья людей…

Власти обещают провести публичные слушания по вопросу строительства ТПУ «Измайлово» и «Первомайская» после разработки проектов их планировки. Однако москвичи смысла в слушаниях не видят. «Наши предложения будут одобрены, только если окружная градостроительная комиссия признает их конструктивными», — говорит Надежда.

Еще в феврале 2014 года стихийные митинги прошли и в Царицыне. По предварительным данным, возле одноименного метро в составе ТПУ будут построены 9-этажный торговый комплекс и гостиница на 1500 мест. После массовых акций протеста в Мосгордуме состоялся «круглый стол», где представители управы района, железных дорог и Департамента транспорта обещали взволнованным жителям регулярные встречи для обсуждения компромиссного варианта решения проблемы. Обещанного ждут до сих пор.

Распутать нити транспортно-пересадочных узлов жители пытались с помощью обращений к мэру, техническому заказчику проекта, в управу, Москомархитектуру и другие городские ведомства. Ответ один: ждите публичных слушаний. Беспокоит москвичей отсутствие информирования о судьбе района. Представленное в апреле жителям предпроектное предложение ТПУ вызвало еще большие опасения. «На тех картах, которые мы увидели, наш дом сократился на два подъезда, одно здание вообще «пропало», были перепутаны названия улиц», — рассказывает представитель инициативной группы Надежда Ковалева.

«Знаки обременения от двух коллекторов попросту изъяли из плана, чтобы они не мешали проектировать ТПУ и Северо-восточную хорду», — объясняет житель Вешняков Александр Елисеев.

Мощное протестное движение сложилось в Вешняках. Здесь горожане решили, что гораздо эффективней вести борьбу с градостроительным произволом бюрократическими методами. В ответ на традиционные отписки из ведомств они подготовили перечень статей федеральных законов. И с их помощью объясняют чиновникам: строительство Северо-Восточной хорды и транспортно-пересадочного узла «Выхино» противоречит законам Москвы и Российской Федерации, а также строительным и санитарным правилам и нормам.

Так, активисты ссылаются на пункты СанПиНа, согласно которым на территориях с повышенным уровнем загрязнения запрещено «проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, являющихся источниками загрязнения». Поэтому, по их мнению, в ответах ведомств данные о содержании ядовитого вещества — диоксида азота — в районе Вешняки умышленно занижаются.

— Когда мы говорим о загрязнении воздуха, надо понимать, что есть две нормы ПДК: максимально допустимая разовая концентрация и среднесуточная концентрация, — поясняет инженер Глеб Васильев. — Москомархитектура ссылается на предельно допустимую максимальную разовую концентрацию, которая в пять раз выше допустимой среднесуточной нормы. В то время как предотвращение неблагоприятного влияния на здоровье населения при длительном поступлении атмосферных загрязнений в организм обеспечивают именно среднесуточные ПДК. Получается искажение фактической картины загрязнений. Диоксид азота — ядовитое вещество, которое вызывает серьезные заболевания. В Вешняках его показатели зашкаливали в течение пяти лет, хотя в Европе допустимое количество дней, когда ПДК диоксида азота может быть превышено, сокращено до нескольких.

Еще одна причина, по которой строительство магистрали и ТПУ вблизи станции метро «Выхино», по мнению горожан, невозможно, — под участком запланированного капитального здания находится магистральный канализационный коллектор.

Мы приехали на место предполагаемого ТПУ с коренным жителем района Вешняки Александром Елисеевым. На участке с несколькими люками можно уловить характерный запах. «Здесь находится дегазационная камера, необходимая для интенсивного воздухообмена, которая не позволяет токсичным и взрывоопасным газам скапливаться в коллекторах, — рассказывает Александр. — Раньше здесь был стояк естественной вытяжной вентиляции (труба с встроенным фильтром из активированного угля), который не давал скопиться взрывоопасным газам. Чтобы не смущать инвестора ТПУ, его демонтировали, и мы сейчас сильно рискуем, находясь на этом месте. Канализационный объект состоит из трех труб большого диаметра. Но на официальной карте вы не найдете знаков обременения от двух коллекторов. Их попросту изъяли из плана, чтобы не мешали проектировать ТПУ и Северо-Восточную хорду».

— Автомагистраль и ТПУ предлагают проложить по самому коллектору и его охранным зонам, — продолжает Глеб Васильев. — Рано или поздно случится экологическая катастрофа, и фекальные стоки затопят жилой район, железную дорогу и метро…

Торжественное открытие плоскостного узла близ станции метро «ВДНХ» на улице Космонавтов состоялось в мае 2013 года. Чтобы узнать, как живется москвичам возле «нормального автовокзала», мы связались с председателем инициативной группы Алексеевского района Натальей Тимофеюк.

— Теперь расстояние от нашего дома до трассы — 9 метров, до ТПУ — 20 метров, вопреки существующим строительным нормам. Я астматик, поэтому чувствую, как за этот год ухудшилось мое здоровье. Из нашего дома уже уехали две семьи с детьми. Стоимость квартир здесь упала…

Кроме того, горожане жалуются, что за последний год в районе увеличился уровень преступности. «Были случаи, когда утром на дверном коврике мы обнаруживали спящего наркомана, — продолжает москвичка. — А дворы ближайших домов, в том числе и нашего, используются в качестве уборной. Запах доходит до седьмого этажа». По официальным данным, каждые сутки ТПУ «ВДНХ» пользуются 106 тысяч пассажиров метро и 70 тысяч пассажиров наземного общественного транспорта.

Москвичи утверждают, что размещение ТПУ не оправдало заявленных властями целей — оптимизации транспортной обстановки по проспекту Мира и Ярославскому шоссе. «Советские градостроители проектировали транспортные развязки на нечетной стороне проспекта Мира, где нет ни одного жилого дома, — говорят они. — Там автовокзал и располагался. Мы хотим, чтобы вокзал, перенесенный на улицу Космонавтов, вернули на прежнее место, подальше от плотной жилой застройки, которая к тому же находится в низине и окружена строениями — гостиницей «Космос» и эстакадой, которая постоянно стоит в пробках на расстоянии 9–12 метров от наших окон».

— Город — это единый организм, — говорит архитектор Илья Заливухин. — И жертвовать всеми его составляющими ради одной — транспортной — значит нарушить всю систему. Первая задача — обеспечить возможность передвижения по городу. А вторая, самая сложная, — обеспечить комфортное проживание в мегаполисе. Ни ту, ни другую задачу ТПУ сейчас не решают. Пересадочный узел на ВДНХ существовал долгое время — автобусы от метро следовали до МКАД в спальные районы, и тогда это было оправданно. Но за последние годы ситуация изменилась: ежедневно на работу в столицу приезжают жители области, нагрузка возросла во много раз, и просто переносом ТПУ с одной стороны на другую насущные вопросы современной транспортной коммуникации не решить. Возможно, в нынешней ситуации ТПУ вообще не требуется. А разумнее сделать так, чтобы человек из области мог добраться до любой точки Москвы скоростным экспрессом.

По мнению архитектора, грамотные решения по транспортным проблемам города не могут приниматься без разработки единого документа. «Сейчас действует Генплан 2010 года, а все новые градостроительные проекты, в том числе ТПУ, осуществляются по отдельно утвержденным программам, без комплексного анализа ситуации», — отмечает Илья Заливухин.

— ТПУ уже давно существовали в Тушине, в Выхине, но вопрос в том, как организовать и осуществить эту идею, — отмечает директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов Константин Трофименко. — Существующие ТПУ, конечно, нужно благоустраивать — создавать понятную навигацию, наводить чистоту…

«Дело в том, что сама по себе идея плодотворная, — поддерживает мнение коллег директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин. — Существует огромный зарубежный опыт по организации пересадочных узлов. Хорошие транспортные узлы с парковкой, удобным автовокзалом нужны и Москве. Другое дело — реализация».

Опрошенные «МК» эксперты сходятся во мнении, что в Москве благая идея благоустройства транспортно-пересадочных зон несколько мутировала в коммерческую форму: «Если посчитать количество квадратных метров, которые задействованы под транспортные функции, и площади, отданные под коммерцию, станет очевидно: создаются торговые центры. Мы имеем дело не с социальным проектом, решающим проблемы города, а с бизнес-проектом». По оценкам специалистов, цены в таких ТПУ будут далеко не демократичными. Коммерчески выгодное расположение вблизи станций метро будет диктовать стоимость аренды, а соответственно, и определять цену. И получается, что новые ТПУ становятся удобными в первую очередь для торговли и для транспортников, что само по себе и неплохо, если сочетается с комфортом для пассажиров и жителей окрестных домов — главной целью создания транспортно-пересадочных узлов. Но она почему-то отступает на задний план.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26648 от 13 октября 2014

Заголовок в газете: Транспортно-пересадочный тупик

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру