Столичные секонд-хенды уступили место народным гаражным распродажам

Круговорот одежды в природе

На днях в Швеции был внесен любопытный законопроект: граждане, которые предпочтут починить вышедшую из строя вещь вместо покупки новой, смогут получить налоговые льготы. Тем самым шведы мотивируют соплеменников к осознанному потреблению. В Москве набирает обороты похожее по идеологии явление — гаражные распродажи. Никаких льгот их участники не получают, зато помогают б/у предметам найти новое место в чужом шкафу, а не на помойке. Это такой коктейль из блошиного рынка и дизайнерской ярмарки, приправленный приятным музыкальным сопровождением и стильным антуражем. Основной ингредиент — интересная одежда, которая по разным причинам перестала радовать хозяина, но при этом по-прежнему пригодна к использованию. Москвичи перетряхивают гардероб и в означенный день выносят его на улицу, для того чтобы дать вещам вторую жизнь, а самим получить небольшое, но приятное денежное вознаграждение.

Круговорот одежды в природе

Безусловно, самой идее продавать вещи категории б/у сто лет в обед. Однако никогда еще эта тенденция не была востребована настолько, чтобы несколько тысяч людей бросали все свои дела и тратили целый выходной день на то, чтобы порыться в содержимом чужих гардеробов. И не тайком нырнуть в подвальчик с секонд-хендом, а сделать это в компании друзей и в приятной обстановке. Например, на территории одного из бывших заводов, ставшего культовым местом сбора молодежи. Именно там регулярно проводятся «блошиные» встречи, которые сейчас уже запросто могут конкурировать с подобными мероприятиями за границей. Что и говорить, за бугром такие распродажи не в диковинку. Взять ту же Швецию — для местных жителей в порядке вещей в погожий весенний денек набить мешок надоевшей одеждой и разложить ее на простынке в каком-нибудь скверике. Конечно, никто не устраивает «пикеты» с плакатом «Все по 5 евро» в одиночку, время и место объявляются заранее.

В Москве массовое явление круговорота одежды в природе началось с Интернета. Сегодня в соцсетях функционирует несколько десятков «живых» групп, участники которых выкладывают в Сеть фотографии вещей в надежде найти им нового хозяина. Параллельно то тут, то там устраиваются камерные встречи по обмену одеждой за символическую плату «вживую». Как правило, они проходят в узком кругу подруг, коллег, однокурсников и пр.

Если говорить о масштабном явлении, в столице нашей родины долгое время главной точкой притяжения искателей неординарных вещей и вещиц был блошиный рынок на железнодорожной платформе Марк. То место уж поросло травой, а тусовка переехала поближе к центру Москвы. Раз в сезон по городу бросают клич, и куча девушек старательно оценивает свои богатства, чтобы решить, с чем пришла пора расстаться. Как выглядит само действо: больше полусотни участников развешивают на рейлах платья, блузы, пальто, раскладывают на столах платки и клатчи и объявляют на них цену в 5–10 раз ниже магазинной. Здесь в первую очередь одежда, но также можно встретить рюкзаки, сумки, обувь, украшения и др. В среднем цены от 50 до 1500 рублей.

— Участники сейла — это, как правило, ухоженные девушки с постоянной работой, которые любят шопинг и накупили слишком большое количество вещей, — рассказывает фотограф и организатор гараж-сейла Алена Гетман. — Для многих это не только способ подзаработать, но и возможность весело провести время, пообщаться, им нравится сама атмосфера. А покупатели делятся на два типа — те, кто привык практично относиться к одежде и приходит за недорогими вещами, и те, кто, наоборот, любит моду и хочет найти что-то классное и редкое.

Главное, чтобы ассортимент был действительно стоящим, и это забота организатора. Все-таки постоянные стихийные «толкучки» часто похожи скорее на пеструю несуразицу, чем на модный маркет. Продавцы там готовы неделями сидеть и продавать безделушки, откопанные на свалках. Вещи в российских секонд-хендах вообще могут лежать в корзинах месяцами. Общественной пользы от таких затей маловато, да и интересуют они в первую очередь коллекционеров или любителей китча. Гаражные распродажи — совсем иная история. Здесь можно обзавестись стильным и современным гардеробом из предметов масс-маркета и дизайнерских аксессуаров. И при этом сэкономить, что немаловажно в условиях экономической нестабильности. Заодно тебе расскажут историю предмета, где и когда он был куплен.

— Чем отличаются такие распродажи от обычного магазина секонд-хенда? Во-первых, это событие: люди понимают, что у них есть только 1–2 дня, чтобы приехать и найти что-то интересное, — объясняет Алена. — А с магазином — это как с фитнес-центром: он никуда не убежит, значит, можно отложить на потом. Во-вторых, 90 процентов вещей в наших секонд-хендах — это безликий трикотаж, устаревший еще десять лет назад. Рыться в нем — безрадостное занятие. Если организатор умеет отбирать востребованные, модные, красивые вещи — разница в ассортименте будет колоссальной.

Так и есть: на модных «толкучках» в центре Москвы не встретишь растянутых свитеров и потертых неоновых лосин. Зато здесь есть то самое плиссированное платье Zara из прошлогодней коллекции за 300 руб., полосатая рубашка Gap за 100 руб., туфли Gimmy Choo за 1500 руб. Девушки, желающие стать однодневными продавцами, высылают организаторам фотографии вещей, а те уже проводят жесткий отбор. Наиболее «вкусные» лоты анонсируются в соцсетях, чтобы публика имела представление, что ждет ее на вешалках.

Хорошую покупку можно отпраздновать свежесваренным глинтвейном и вкуснейшими брауни — ведь в зоне еды предусмотрительно размещены несколько ларьков, где колдуют кулинарные мастера. В одном укромном уголке рисуют мехенди, в другом разливают чай на чайной церемонии, в третьем читают линии судьбы на ладони. Ах да, если жарко — добро пожаловать в бассейн (не взяли бикини — на входе одна девушка распродает всю коллекцию купальников по 350 рублей). Это, конечно, летом. Осенью согревают танцами, в последний раз это было, кажется, аргентинское танго.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Круговорот одежды в природе

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру