Сотовые салоны начали "мухлевать" с приемом коммунальных платежей

Заплати за «коммуналку» — и спи неспокойно

18.02.2018 в 19:28, просмотров: 7548

Москвичи массово стали злостными неплательщиками, уклоняясь от оплаты услуг ЖКХ. Правда, сами они этого не знают. В салоне сотовой связи «Мобил Элемент» деньги за «коммуналку» принимают, но до адресатов — Мосэнерго и других ведомств — деньги не доходят. Зато до клиентов доходят долговые письма, а льготники лишаются положенных им выплат. Офисы компании есть во многих районах Москвы, однако предупреждать о сбоях там не спешат.

Сотовые салоны начали
фото: Роман Орлов

Пенсионерка Надежда Шибанова традиционно собралась заплатить за квартиру. По дороге, рядом со станцией метро «Зябликово», попался салон связи «Мобил Элемент». В итоге женщина оставила там больше восьми тысяч рублей — за октябрь и ноябрь 2017 года. Прошло больше двух месяцев — платеж так и не прошел.

— Я к ним обращалась потом, они посмотрят на квитанцию, тыркнут что-то в компьютере: «Вот скоро получите», — рассказывает Надежда Федоровна. — 10 дней жду, через 10 дней прихожу опять — и снова все то же самое. 8 февраля я написала им официальное заявление с просьбой перечислить деньги на мой счет, но пока ничего не получила.

Пострадавших в Москве уже сотни. Галина Зубарева, знакомая Надежды Федоровны, заплатила в сентябре за электроэнергию — средства пришли только недавно, да и то не все. Отзывы в Интернете — еще хуже.

«С октября не прошли платежи Мосэнерго! — пишет Анна. — Я звонила им, ждала полтора часа! Мне ответила оператор и сказала, что по техническим причинам не перечислили».

«Я оплатила за электроэнергию (Тушинская ул., дом 24) в октябре и в ноябре 2017 года за себя и за соседку-инвалида. В декабре деньги в Мосэнерго так и не поступили, дозвониться невозможно», — пишет Тамара Барсукова.

Пользователи в соцсетях предупреждают: в черную дыру улетают не только платежи за коммуналку, но и просто денежные переводы или платежи за мобильную связь. Кроме долговых писем у льготников могут появиться куда худшие проблемы: их просто лишат положенных выплат как «злостных неплательщиков».

Москвичи, уже попавшие на деньги после общения с «Мобил Элемент», решили предупредить других и повесили недалеко от метро «Зябликово» объявление: «Уважаемые жители! Просим не платить свои коммунальные платежи через терминалы «Мобил Элемент», потому что проходит задержка платежей, и у вас могут возникнуть задолженности».

В самой компании, кажется, даже не удивлены звонком «МК».

— Начиная с августа прошлого года по январь этого года у нас произошел технический сбой, — рассказала представительница компании Наталья, отказавшаяся назвать свою фамилию. — Часть платежей, принятых в салонах, проходят успешно, часть отбивается. И они считаются утерянными из нашей базы. После того как клиент обращается и называет нам определенный идентификационный номер с чека, мы находим его в базе и успешно проводим.

«МК» нашел людей, у которых проблемы с платежами начались намного раньше августа. Москвичка Ольга Кондратова рассказала, что в течение всего 2017 года ей приходили «долговые документы» — задолженности по ЖКХ. Девушка списывала это на происки мошенников — времени дойти до МФЦ и все проверить у мамы двоих детей не было.

— Недавно пришло письмо, заказное: наши долги переданы приставам… Начали разбираться. Обычно ходит платить дедушка — он всегда платил через «Мобил Элемент» на Масловке: рядом с домом и комиссия небольшая. Выяснилось, что наши деньги никогда не поступали на счета вовремя, где-то гуляя по месяцу-другому, — рассказала девушка.

Задолженности им погасили, но осадочек остался. В Сети можно найти истории людей, попавшихся на эту удочку и в 2016-м, и в 2015-м, и даже в 2014 годах. Некоторым из них приходилось самим выплачивать долг, чтобы не остаться без света или тепла. Однако (с их слов) компания потом эти затраты им так и не возместила.

— Любая платежная система, как правило, переводит все средства моментально, — рассказал «МК» генеральный директор информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков. — Если вы платите за телефон, то видите, что буквально через пять минут деньги уже на вашем счету. Все транзакции, связанные с другими переводами, осуществляются достаточно оперативно, в крайнем случае — в течение трех банковских дней. Я вижу две причины происходящих неполадок: либо есть проблемы с платежной системой (компания оставляла средства у себя), либо средства уходят не по назначению, то есть вводятся неправильные или подложные реквизиты.

Никаких предупреждений в самих салонах связи нет. О технических неполадках говорит механический голос по горячей линии, однако, по словам Кускова, даже предупреждение о проблемах с переводами не является основанием для задержек и не оправдывает компанию.

— Если у компании идут какие-то плановые сбои или неперечисления, ее сотрудники обязательно должны уведомлять клиента, — говорит член коллегии адвокатов юридической защиты Алишер Захидов. — Если они этого не делают, пахнет мошенничеством.

Пострадавшие могут обратиться в полицию, Роскомнадзор и для подстраховки предупредить управляющую организацию или другого адресата, предъявив все подтверждающие документы.

Действия подобных компаний, занимающихся переводами, контролирует ЦБ. Однако там «МК» отказались прокомментировать ситуацию. В самом «Мобил Элементе» спокойно объясняют, что делать попавшему на деньги клиенту:

— Для того чтобы провести платеж, нужно позвонить нам. Конечно, очень сложно дозвониться, большое количество обращений, — рассказала Наталья. — В случае, если клиенту приходит долговая квитанция или их лишают субсидий, они предоставляют выписку о лишении субсидий и выписку из сберкнижки, что субсидия не начислялась за данный период. И компания оставляет за собой право выплаты всех этих компенсаций.

Наталья утверждает, что сейчас платежная система работает без сбоев. Верить или нет — большой вопрос. Выяснить это по горячей линии корреспондент «МК» не смогла: «Ваша позиция в очереди — 65…»

Получайте короткую вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram.