Станислав Попов: «Танцы — образ жизни»

Президент Российского танцевального союза — о столичной программе для старшего поколения

В Москве стартовала городская программа танцевальных уроков и клубов для людей старшего возраста. О том, что это за программа, в чем ее специфика и зачем она нужна, «МК» поговорил с ее куратором — президентом Российского танцевального союза, вице-президентом Всемирной федерации спортивных танцев Станиславом Поповым.

Президент Российского танцевального союза — о столичной программе для старшего поколения
Фото: filarman.ru

— В наше время есть кому у нас заниматься танцами? Будет ли такая программа востребована?

— Конечно! Я считаю, что это будет абсолютно востребовано. Дело в том, что люди, которые начинают заниматься танцами, действительно чувствуют другое качество жизни. Ко мне уже обращались многие, увидевшие информацию на сайте московского правительства. Мы уже сейчас ведем переговоры со многими танцевальными школами, с префектурами округов. Идея состоит в том, чтобы в каждом округе столицы Департамент соцзащиты нашел возможность подключения школ, потому что они располагают помещениями. Именно на базе школ мы собираемся проводить занятия. Мы найдем людей, которые будут ответственны за это, и нужно просто понять логистику этого действия. Должен быть выделен определенный бюджет на оплату труда преподавателей.

А желающих, я уверен, будет множество. По своему опыту знаю: я уже 50 лет в танцах и наблюдал огромное количество пожилых людей, которые начинают танцевать и воспринимают жизнь совершенно по-другому. В декабре Департамент соцзащиты провел бал под названием «Возраст.нет» — это было в концертном зале «Россия» в Лужниках, там были 22 участника, 11 пар. Пять тысяч зрителей очень тепло восприняли этот бал.

Организовывая танцы не только как досуг, но и как образ жизни, как путь к здоровью, мы даем людям возможность проводить свое время, мы даем возможность почувствовать себя в этом единении с музыкой и движением, улучшить качество жизни и здоровье.

— Когда мы говорим о танцах применительно к взрослым людям, сразу встает перед глазами картина: Париж (или какой-нибудь курортный европейский город), на набережной играет оркестр, пары — иногда очень солидного возраста, за 70 и старше — танцуют танго, вальсы, а то и рок-н-ролл. Почему такой культуры нет в России?

— Эта традиция была и у нас, конечно же. Танцы всегда были популярны в нашей стране, и позиция учителя танцев была очень даже важной. В городах учителя танцев вели очень большую деятельность. В результате везде, где были парки культуры, танцы процветали. Помню, как я поехал в первый раз в пионерский лагерь, приобщился там к танцам, а вернувшись, сразу попросил у мамы сшить мне пиджак, чтобы было в чем ходить на танцевальную площадку. Потому что без пиджака ребята не могли туда приходить.

Далее, в 60-е годы — я прекрасно помню — танцы проходили в Ледовом дворце в «Лужниках» — под трибунами, где раздевалки. Играли оркестры, тысячи людей приходили потанцевать. Во дворце спорта «Крылья Советов» — еще в том, старом «шестиграннике» — тоже проходили танцы. Лет 40–50 тому назад там можно было, например, услышать и потанцевать под великий твист «Черный кот», который исполнял наш замечательный Иосиф Кобзон. То есть танцы были всегда и везде.

А потом эту традицию искусственно свели на нет. Нашим руководителям идеологически не нравилось, что программы, репертуар были международными. В результате они выдвинули своеобразную идею: мол, если мы танцуем их танцы, то пусть они танцуют наши танцы. И начали развивать так называемые «советские бальные танцы». Следующий шаг — начали ревниво следить: а что это у нас танцуют на танцплощадках? А в какой-то момент танцплощадки просто все закрыли — и проблема была решена.

— То есть мест для танцев не стало совсем? А как же «пятачки» в парках, которые были до последнего времени?

— Сначала танцплощадки были и в «Сокольниках», и в парке Горького (сразу две — в знаменитом «шестиграннике» и в еще одном павильоне). Но потом большинство было закрыто административным решением: скажем, в «Сокольниках» закрыли и школу танцев, и летнюю площадку. И людям просто стало негде танцевать. И в последние годы было вот как: приходите, например, в парк культуры или в парк «Останкино» и видите, как на танцплощадке, обнесенной забором, танцуют пожилые люди, а вокруг зеваки смотрят на них. Просто как в зоопарке! Между тем есть тысячи людей, которые все еще хотят танцевать — дайте только место!

— Есть ли планы открыть новые танцплощадки, центры танца?

— Я всегда говорю нашим чиновникам, руководству города: у нас есть дворцы фигурного катания, балета, народного танца, но нет центра бального танца как методической базы, как места, где могут проходить балы, занятия. Я считаю, что Москва давно заслужила дворец танца, где могла бы реализовываться идея танца как части общечеловеческой культуры. Там можно заниматься и детям, и взрослым. К тому же люди, которые серьезно занимаются танцами, очень мягко и беспроблемно входят в «возраст мудрости». А сейчас часто бывает так, что бабушки-дедушки приводят на танцы внуков и внучек, а потом спрашивают: куда нам пойти? В общем, востребованность есть.

— Нужна ли для обучения танцу взрослых людей особая программа?

— Конечно, программа должна быть другая, щадящая. Это не танцевальный спорт, который предназначен для юных мальчиков и девочек. Основная цель здесь — дать возможность с помощью изучения элементарных движений танцевать, общаться друг с другом, получить новое качество жизни.

Надо сказать, что медицинских противопоказаний против спокойных танцев нет в принципе. Несколько лет тому назад мы делали проект по восстановлению ишемических больных при помощи бальных танцев. Мы проводили этот эксперимент на базе больницы №12 Управления делами Президента. Руководила ею Елена Яшина, профессор, доктор медицинских наук. Это была самая танцующая больница — 250 врачей и медсестер тоже ходили танцевать. И, конечно, пациенты — и до операции, и после. Это были простейшие щадящие движения, но музыка, общение радовали их до того, что они хотели танцевать снова и снова.

— Кто будет обучать танцам? Ведь это целая наука, спортивные тренеры, занимающиеся этим с детства, могут и не понять новичков, которые в солидном возрасте впервые пришли на паркет... А программа — должна ли она быть особой?

— Здесь и правда есть особенность. У нас нет профессии учителя танцев, она не лицензирована. Должен решиться вопрос обучения. Это должна быть долгосрочная программа, и для этого нужно готовить преподавателей. Нужно понять, где их готовить. Это не просто обучение юноши и девушки фигурам, это и педагогика, и особое отношение к людям старшего возраста, понимание их физических возможностей. А что касается программы, то это медленный вальс, венский вальс, медленный фокстрот, румба, самба, ча-ча-ча, иногда современная латина: бачата, меренге, сальса. Это модно, демократично, востребовано, и люди всех возрастов с удовольствием это танцуют.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру