На Яузе стали массово гибнуть утки

Причины эпидемии пока не названы

Всю вторую половину июля в старице Яузы, что в районе Свиблово, загадочно умирали утки. К концу месяца птичьих трупиков набралось уже несколько десятков; понятно, что окрестные жители ситуацией, мягко говоря, озадачены. Официальная процедура обследования водоема властями запущена, но дело это не быстрое. Поэтому постоянные посетители долины Яузы решили провести самостоятельное «дознание».

Причины эпидемии пока не названы

А вас не взволновали бы тухлый, как у рыбной помойки в жаркий день, запах у водоема и плавающие у заросшего ряской берега трупики птиц? Вот и жителей Свиблова они взволновали и расстроили. Уже 15–16 июля, когда «все это» началось. Сначала некоторые утки стали вялыми, потом начали умирать, потом разлагаться... В последний день июля сотрудники районного «Жилищника» привезли на старицу лодку и выловили большинство останков. Судя по запаху, парочка уток навсегда осталась в прибрежных камышах. Некоторые же из выловленных были отправлены на ветеринарную экспертизу. Отдельно забрали пробы воды, которые изучает «Мосводосток».

— Результатов проверок к нам пока не поступало, но как только поступят, мы обязательно расскажем вам о них, — сообщают двое сотрудников «Мосприроды», патрулирующие парк.

— Инспекторы ОЭК по СВАО выезжали для проверки 24 и 25 июля, — а вот это уже официальный комментарий пресс-службы Департамента природопользования и охраны окружающей среды правительства Москвы. — Прибрежная зона находилась в удовлетворительном санитарном состоянии, кострищ и мусора обнаружено не было, не зафиксирован замор рыбы и птиц.

Возможно, в ближайшее время что-то прояснят данные анализов. В любом случае ждать официальной версии происшествия — дело хорошее, но требует слишком большой выдержки. Остановить «вечный думатель» в головах людей, который самостоятельно ищет версии, невозможно. Поэтому за прошедшие две с лишним недели свибловчане выдвинули уже несколько версий причин гибели птиц.

Версия первая: стоячая вода

Еще год назад на старице Яузы, что возле бывшего железнодорожного, а ныне пешеходного моста, соединяющего Отрадное и Свиблово, жило множество уток. Сейчас их можно пересчитать по пальцам. Вот одна бодро плавает по воде, сплошь покрытой ряской. Вот другая уже сутки, как говорят гуляющие по деревянным мосткам мамы с колясками, не движется, сидит на кочке, нахохлившись, как больной голубь.

— Может, дать ей попить? — спрашивает у мамы старшая дочка, лет десяти.

— Ни в коем случае! — пугается мама. — Утка больная, мало ли, какая инфекция!

Других живых птиц на старице мы не заметили. Впрочем, водоем настолько зарос камышом, что в нем может спрятаться целая армада уток. Так что будем надеяться на лучшее.

— Мы думаем, что здесь сам по себе или из-за небрежности ремонтных работ нарушен дренаж и водоем из проточного превратился практически в стоячий, — рассказала «МК» постоянная посетительница парка архитектор Наталья Ивановская. — Если раньше там, на середине, чувствовалось течение, то теперь здесь все стоит. Может быть, так и было запланировано по проекту благоустройства парка.

— Послушайте, так ведь здесь же была плотина! — вступает в разговор монументальный мужчина в охотничьем костюме с таксой, проходящий рядом. Его зовут Сергей Степанов, он военный инженер в отставке. — Я переехал в Свиблово в 1972 году, и тогда на этом месте была болотистая низина. В 2005–2006 годах здесь в первый раз сделали благоустройство, построили деревянную плотину, и вода в старице поднялась. Появились караси, линь. Сейчас плотину зачем-то разобрали, хотя она могла бы простоять еще сто лет. Ну и вода опустилась, все заросло.

Итак, первая версия жителей состоит в том, что из-за застоя воды в ней развелись сине-зеленые водоросли — они же цианобактерии, — которыми и отравились пернатые.

Версия вторая: переедание или перегрев

— Хотя могли и просто хлебом обкормить уток, — продолжает рассуждать Степанов. — Им же хлеб вреден, переели и померли. («Сразу несколько десятков?!» — не верят собравшиеся вокруг женщины.)

А может быть, это был вовсе и не хлеб, а рачок дафния — один из популярных кормов для аквариумных рыбок. В двадцатых числах июля на старице заметили довольно яркое красное пятно на воде — тогда вызывали МЧС, специалисты которого тоже «удалились на совещание». Возможно, это как раз была большая колония дафнии — по цвету похоже, утверждает Сергей Степанов. Переели и умерли.

Хлебом кормить уток здесь стало удобно, конечно: по всем прудам, образующим старицу, перекинуты деревянные мостки. Прямо над водой нависают. Раньше, рассказывает Наталья Ивановская, мостки тоже были — только ниже над водой, а вокруг них своеобразная живая изгородь и навес из кустов. Теперь кусты вырубили, а вместе с ними ушла и тень. Может быть, это жара убила уток, лишившихся спасительной сени деревьев? Кстати, именно такой массовый падеж — только не уток, а голубей — наступил в рекордно жаркое и дымное лето 2010-го.

Версия третья: отравители

Но если красное пятно было не колонией рачка дафнии, а вовсе даже какой-то вредной для уток химией? Откуда она могла бы «притечь», непонятно: никаких производств и даже автосервисов на старице Яузы нет. А из самой Яузы в старицу ничего не попадает: наоборот, здесь бьют ключи, которые потом переливаются в реку.

— Не берусь утверждать, но это вполне могла быть какая-то «ремонтная» химия, — говорит Наталья Ивановская. — Краски, пропитки, да мало ли что может быть. Забыли, уронили в воду — и готово. Ждем анализов, которые покажут, что это такое.

Вопрос в том, что благоустройство природной зоны, которая до 2016 года была филиалом парка «Бабушкинский», до сих пор формально не завершено. А значит, непонятно, кто здесь и сейчас отвечает за территорию. Департамент природопользования (долина реки Яузы — это особо охраняемая природная территория)? Департамент капитального ремонта, в чьем ведении находятся все объекты благоустройства? Природно-исторический парк «Останкино», в состав которого входит долина? Пока ответов нет, жители Свиблова оплакивают уток, пишут во все инстанции.

МЕЖДУ ТЕМ

Практически одновременно с утками в Свиблове — 17 июля — птицы погибли в прудах Лефортовского парка, также питаемых водой из Яузы. Кроме уток на поверхности плавала мертвая рыба, сообщают жители. Как и в Свиблове, они обратились и на портал «Наш город», и в природоохранную прокуратуру, и в Департамент природопользования.

Результат был примерно такой же. «Службы Комплекса городского хозяйства ГУП «Мосводосток» и АО «ОЭК» провели проверку акватории Лефортовских прудов, — сообщили в соцсетях представители Комплекса городского хозяйства. — Визуально следов загрязняющих веществ и нефтепродуктов в акватории не обнаружено, специфический запах воды отсутствует. На 14 часов 18 июля мертвой рыбы в пруду также не было. Отобраны пробы воды для проведения химического анализа. По факту гибели уток специалисты ОЭК передали информацию в Комитет ветеринарии города Москвы. Прибывшим экспертом комитета отобраны образцы для определения причин гибели птиц».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27746 от 2 августа 2018

Заголовок в газете: Это не шутки, в столице дохнут утки

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру