Москва подзаборная: в столице становится все больше оград

Их установку объясняют заботой о людях

30.09.2018 в 19:35, просмотров: 4770

О страсти к перегораживанию столичных улиц барьерами, рогатками, перевернутыми скамейками и даже веревками писали еще Ильф и Петров. И в этом отношении за прошедшие 90 лет изменилось лишь качество ограждений: заборы, заборчики, барьеры и изгороди стали более совершенными, крепкими и дорогостоящими. Правда, летом этого года представители властей взяли курс на ликвидацию заборов: публично было объявлено, что если ограждение можно убрать, то лучше это сделать. Однако на деле оказалось, что новые изгороди продолжают появляться, и не везде их существование оправданно.

Москва подзаборная: в столице становится все больше оград
фото: Геннадий Черкасов

Вот характерный пример. В Северном Медведкове проходит реконструкция сквера имени 50-летия ВЛКСМ. Реконструкция — это же хорошо? Прополют травку, поставят лавочки. Но людям обещан еще и новый забор. Невысокий, «до пупка», как сказали местным жителям. Кому-то это и этого оказалось достаточно. Например, бывшей учительнице Галине Чернышенко. Она с горечью пишет: «Возле дома 32, корп. 2, ул. Полярная, раньше был выход из сквера. На плане теперь выхода нет, и по застройке уже видно, что к детской площадке надо будет топать в обход с колясками и самокатами. Тот же путь придется проделать инвалидам-колясочникам, живущим в нашем доме. Мы, пенсионеры, тоже лишились выхода сразу в сквер. С противоположной стороны двух выходов, как раньше, тоже не будет».

У Галины Павловны маломобильный сын, инвалид с детства, и в психоневрологический диспансер №19 ему теперь напрямую, через сквер, не попасть. «Теперь надо специально заходить только с выделенных точек. Меняться должно все в лучшую сторону. Это уже не парк, чтобы обносить его забором. Дорожки строить и выходы надо там, где удобно людям, где ранее были ими протоптаны тропинки — так делают в цивилизованных городах», — наивно пишет женщина.

Мы обратились к местным муниципальным депутатам. Да, действительно идет реконструкция и действительно будет забор. Беспартийный мундеп Юрий Курчаков разъяснил «МК», что так выполняется требование ЦОДД, «чтобы переход был только в определенных местах через дорогу».

фото: Геннадий Черкасов

— Есть несколько переходов, где заборов не будет, и дорожки, где ходили люди, — объяснил Курчаков. — Там забора, конечно, никогда не было, и ничего страшного не происходило. Но машины там шустро летают, одна полоса…

В департаменте ЖКХ нам тоже ответили, что «необходимость устройства ограждения высотой 1,2 метра обусловлена расположением сквера. Территория сквера вплотную прилегает к проезжей части проектируемых проездов №6204 и №6205, в связи с чем существует вероятность возникновения дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов».

Казалось бы, какая мелочь — забор. Только одним семь верст не крюк, а другим — вполне себе сложная задача. Пока непонятно, сохранятся ли удобные местным жителям, в том числе пенсионерам, входы. Надеемся, что да. Ведь это же все делается для людей?..

Итак, чтобы дети или взрослые не выбегали на дорогу в неположенном месте, надо обязательно поставить забор. Так ведь и всю Москву можно «озаборить», скажете вы. И окажетесь правы. Люди, не особо придирчивые к внешнему виду города, возможно, и не замечали вдоль дорог в столице серые невысокие ограждения — на самом деле они есть везде. Активисты Нагорного района вот с удивлением нашли их на большинстве своих улиц. Например, на Болотниковской, где ни с того ни с сего посреди улицы стоят три секции забора. Они есть и в Северо-Восточном округе, и в Северном (на том же Соколе или в Войковском районе).

Татьяна Григорьева, активистка Нагорного района, сказала «МК», что не знает, по чьему указу появились ограждения: «Думаю, разнарядка». Муниципальный депутат района Зюзино Константин Янкаускас предположил: «Возможно, что это какая-то инициатива по повышению безопасности дорожного движения, которую префектура могла инициировать».

Глубже всех копнул урбанист и автор блога «Город для людей» Аркадий Гершман. Он приводит документы, где установка новых ограждений по Москве объясняется выполнением поручения президента Пр-287, п. 2. Но в нем указано, чтобы ограждения были в первую очередь рядом со школами. Не сомневаемся, что они там есть, но при чем же здесь остальные улицы? Например, те, где расположены парковки (там ограждения в большинстве своем и устанавливаются). Это усложняет жизнь водителям, которым приходится вместо того, чтобы сразу оказаться на тротуаре, идти до ближайшего просвета в ограждении по проезжей части. Кроме того, действует Технический регламент ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог», но и там не говорится, что заборы должны быть на обычных, совсем не скоростных улицах. С другой стороны, можно сказать, что безопасность горожан превыше всего. Но так ли это?

«Никаких исследований, как влияют заборы на аварийность, не было, а внятного ответа, почему в Нидерландах или Великобритании заборов нет, а улицы многократно безопаснее, тоже никто не дал. Если кто-то считает, что такие ограждения спасут пешехода в случае наезда на тротуар… Ну не смешите меня, они под собственной тяжестью скоро развалятся», — отметил урбанист. В разговоре с «МК» он отметил, что эти серые заборы продолжают массово ставить в Москве.

Но есть и хорошие новости. Кажется, наконец закончилась война вокруг маленьких газонных ограждений — тех самых, желто-зеленых. Основная их функция заключалась в том, чтобы не пустить на газоны автомобилистов. В апреле прошлого года их начали сносить, а потом… ставить обратно. Правда, уже черного цвета и не везде. В департаменте ЖКХ «МК» разъяснили, что «основные принципы при формировании ежегодной программы благоустройства — учет пожеланий москвичей, в том числе учет обращений на интернет-портал «Наш город» (gorod.mos.ru), согласование с депутатами муниципальных округов адресных перечней, видов и объемов работ, итоги голосования на проекте «Активный гражданин», заключения ОАТИ по результатам мониторинга технического состояния дворов».

Словом, с ограждениями в Москве все в порядке. В том смысле, что меньше их не становится. Они появляются как по щучьему велению — а точнее, по желанию или распоряжению самых разных ведомств. Пока в одном месте их убирают, в другом массово устанавливают. Убрали желто-зеленые оградки — вместо них поставили такие же, но черные. Поставили серые, для заботы о пешеходах, — страдают водители…

Да, это вещь местечковая, но очень не хватает общего свода правил, систематизации и приведения к общему знаменателю, чтобы «озаборивание» Москвы приобрело смысл и прозрачную логику.