Строители Тушинского тоннеля подверглись «атаке скелетов»

Злополучный автомобильный проезд удалось сдать в эксплуатацию лишь со второй попытки

10.01.2019 в 16:19, просмотров: 25061

Тоннель под каналом им. Москвы на Волоколамском шоссе преподнес столичным жителям рождественский сюрприз. Из-за размыва дамбы на расположенном по-соседству шлюзе произошел провал грунта и затопление тоннеля и подземного пешеходного перехода. Как удалось выяснить «МК», нынешняя авария – отнюдь не первое ЧП в этом месте, где пересекаются Волоколамка и рукотворная река. Когда-то строителям здесь пришлось испытать на себе настоящую «атаку скелетов».

Строители Тушинского тоннеля подверглись «атаке скелетов»
фото: ru.wikipedia.org
Тушинский тоннель в 1937 году.

Развязка автомобильной и водной магистралей рядом с Тушино – уникальное инженерное сооружение. Специалисты называют его мост-канал. Над полосами для движения по Волоколамскому шоссе в теле специально насыпанной земляной дамбы проложена бетонная «коробка», по которой проходит русло канала Москва – Волга.

Первый такой чудо-акведук появился здесь при строительстве искусственной реки в 1930-е гг. Тогда инженеры и рабочие «великой сталинской стройки» сделали всего два узких «прокола» под каналом – по одной полосе движения в каждую сторону. Позднее, в 1944 году, к ним добавился еще один – для трамвайной линии, проложенной вдоль Волоколамки в район Тушино.

Однако уже через пару десятков лет пропускной способности старых тоннелей стало явно недостаточно: интенсивность автомобильного движения заметно выросла. Вот тогда и было принято решение сделать еще один широкий проезд под каналом.

Основные работы по его строительству развернулись осенью 1971 – весной 1972 гг. Начало их сопровождалось очень неприятным инцидентом, который тогда власти постарались максимально не афишировать. Однако местные старожилы до сих пор хорошо помнят об этих событиях более чем 40-летней давности: едва лишь экскаваторы начали вгрызаться в склон земляной насыпи канала, как наткнулись на человеческие скелеты.

Вот что рассказал в свое время корреспонденту «МК» один из очевидцев. «Я был мальчишкой тогда и сам это видел: из ковша экскаватора в кузов самосвала сыплется земля вперемешку с костями и черепами. Весть о произошедшем на стройке быстро разнеслась по округе. Люди стали собираться, смотрели, ужасались... Но долго нам такой «спектакль» не показывали. Видимо, кто-то позвонил куда следует. Приехала милиция, «товарищи в штатском». Зевак быстро оттеснили прочь. А место проведения работ огородили высоким забором... Сколько там было человеческих останков, куда они делись, – мы не узнали...»

Откуда взялись черепа и кости? Ситуацию прояснил краевед Денис Оршанский: «Во времена строительства канала в тех местах, в районе так называемого Карамышевского гидроузла, на южном берегу канала ниже шлюза №8 находился большой лагерь, «сидельцы» которого работали на этих объектах Каналстроя. Южнее лагеря располагалось несколько братских могил – место массового захоронения заключенных. Однако не всех умерших каналоармейцев там хоронили. По воспоминаниям бывших заключенных – ветеранов стройки, зачастую людей, скончавшихся на рабочей вахте от травм или измождения закапывали вовсе без могил. Если обессиливший зек падали прямо с лопатой или тачкой в руках, там его и оставляли умирать. В конце смены каждая бригада собирала таких «выбывших». Бригадир делал соответствующие пометки в списке, а затем каналоармейцы тащили тела своих умерших товарищей в ближайшее подходящее место, – чаще всего это были обрамляющие русло земляные насыпи и дамбы. Там трупы и складывали. А пришедшая на работу следующая смена засыпала мертвецов новыми порциями грунта из тачек. Конечно, и речи не шло об установке табличек, памятных знаков. Места таких захоронений практически никак не документировались. Поэтому множество останков погибших на строительстве канала остаются не обнаруженными. На них натыкаются случайно – как и произошло во время работ в 1970-х.»

Конечно, такой страшный «подарок», который поджидал рабочих в самом начале прокладки нового Тушинского тоннеля, не очень способствовал росту их «созидательного порыва» и повышению производительности труда. Наверняка обнаруженные в насыпи человеческие останки пришлось изучать криминалистам, оформлять необходимые по закону документы... Все это замедляло работы. Судя по всему, «черная метка» довлела над создателями нового моста-канала и в дальнейшем. Во всяком случае сдать этот объект к назначенному в «верхах» сроку не удалось.

Вот что рассказал автору этих строк один из участников строительства, ветеран «Метростроя» Владимир Шалимов: «При прокладке нового тоннеля под каналом нас начальство активно подгоняло. Хотели все работы завершить к 1 апреля, то есть до начала навигации. Ведь из-за этого строительства участок канала, проходящего сверху по дамбе между шлюзами №7 и №8 был полностью осушен, и суда не могли проходить насквозь всю водную трассу до Москвы-реки. Однако эти планы реализовать не удалось. Едва лишь монтажные работы в тоннеле и его порталах были завершены, попробовали пустить воду по руслу канала. И тут выяснилось, что гидроизоляция подвела: с потолка по щелям в тоннель ударили водяные струи. Пришлось снова осушать русло, бурить в его бетонном основании дырки и через них закачивать в не загерметизированные швы специальный цементный раствор. Только после этого новый Тушинский тоннель стал пригоден для пропуска автомобилей.