Тайны московского метро: станции столичной подземки, которые еще могут построить

В подземной транспортной системе столицы остаются десятки так называемых заделов

25.04.2019 в 18:46, просмотров: 8019

В марте 2019 года московские власти объявили об отказе от строительства центрального участка Калининско-Солнцевской (желтой) линии от «Третьяковской» до «Парка Победы». Причина простая: строительство метро на периферии Москвы сейчас намного актуальнее. Планируется ли когда-либо возвращаться к строительству (а станций на Полянке, Волхонке, Плющихе ждали многие) — пока неизвестно. Но надежда не потеряна: проекты и тем более готовые подземные сооружения в Москве никто не бросает. История столичного метро знает много случаев реализации таких заделов.

Тайны московского метро: станции столичной подземки, которые еще могут построить

Что касается центральной части желтой линии — нужно прежде всего заметить, что участки, на которых расположены шахты и другие наземные сооружения Метростроя, никто не собирается «возвращать в оборот» — то есть отдавать под застройку или даже благоустраивать. Это подтвердил «МК» глава департамента градостроительной политики Москвы Сергей Левкин. «Никаких действий с этими участками на данный момент не планируется, — отметил чиновник. — Они зарезервированы под станции». Такая формулировка, согласимся, внушает надежды.

Два самых известных таких участка, огороженные для строительства метро еще в 1980-е годы, расположены в Замоскворечье: один — недалеко от Большой Ордынки, другой — на Большой Серпуховской улице, возле выхода из одноименной станции метро. Есть и другие, менее известные. Какого-либо активного строительства здесь уже долгое время не ведется, однако, как и любой объект, связанный с метрополитеном, они серьезно охраняются. Узнать метростроевскую площадку в центре можно очень легко: фундаментальный забор, а за ним — высокий металлический цилиндр. Это наземная часть шахты метро, так называемый копер: в центре подземку строят глубоким заложением, поэтому нужен полноценный штрек для спуска вниз людей и техники и выгрузки наверх грунта.

Самые нужные

Если посмотреть на карту центра столицы, то практически под всеми улицами и площадями, «обделенными» подземкой, есть спроектированные станции метро. Например, на Арбатско-Покровской линии есть задел под станцию «Покровские ворота»: ее хотели построить еще до войны, иначе как бы слово «Покровская» попало в название линии? Увы, пока что планов ее постройки тоже нет.

А техническая возможность, в принципе, есть: основные требования к будущей станции — это прямые тоннели на определенном расстоянии друг от друга и отсутствие значительного уклона. Из довольно значительного списка нереализованных метрополитеновских проектов мы выбрали те, которые технически еще возможно воплотить и которые при этом наиболее актуальны для города.

Гольяновский радиус: от станции «Черкизовская» Сокольнической линии предполагалось построить ответвление вдоль Щелковского шоссе (в сторону одноименной станции Арбатско-Покровской линии). Упоминается в плане развития московского транспорта 2010 года, сейчас строительство отложено на неопределенный срок.

«Дербеневская» — станция на Замоскворецкой линии между «Павелецкой» и «Автозаводской». Выход проектировался возле пересечения Жукова проезда и Дербеневской улицы. Сейчас эта станция была бы очень кстати, учитывая реконструкцию многочисленных промзон и, следовательно, джентрификацию района Дербеневки. Техническая возможность ее построить до сих пор есть — тоннели удовлетворяют требованиям, а на месте предполагавшегося выхода (строительство отменено еще в 1943 году) существует наклонный ход под эскалатор.

«Бакунинская улица» запроектирована на Арбатско-Покровской линии между «Бауманской» и «Электрозаводской» на Бакунинской улице ближе к железнодорожному мосту. Станция была бы весьма полезна для обширного района между Третьим кольцом и мостом Казанской железной дороги (Переведеновский переулок и окрестности).

«Ильинские ворота» — станция, которая должна была располагаться на одноименной площади на Арбатско-Покровской линии. Переход, соответственно, на станции «Китай-город» Калужско-Рижской и Таганско-Краснопресненской линий. Нет нужды говорить, насколько нужна эта пересадка. Впрочем, возможно, еще не поздно: заделы, по некоторым сведениям, все-таки были оставлены. Хотя, учитывая насыщенность подземного пространства в этом районе, работа по строительству станции видится по-настоящему сложной.

«Российская» и «Золоторожская» — заделы, оставленные на Кольцевой линии в процессе ее строительства, в начале 1950-х годов. Первая из перечисленных станций может располагаться между «Киевской» и «Краснопресненской», в районе нынешней площади Свободной России, вторая — между «Курской» и «Таганской». «Российская» может быть пересадочной на строящуюся станцию «Дорогомиловская» Калининско-Солнцевской линии. В последние годы в проектах строительства на ближайшие годы эти станции не значится.

«Военное поле» между «Полежаевской» и «Октябрьским полем» могло бы стать крайне востребованной станцией — это прямой переход на МЦК (станция «Зорге»). Пока что существует лишь в виде задела (прямой участок путей без уклонов). Но в будущем, когда вдоль улицы Зорге вместо промзон появятся жилые кварталы, станция должна стать весьма популярной не только как пересадочный узел.

«Кадашевская» — пока единственная станция метро, запланированная на Болотном острове (он же Балчуг), между Болотной площадью и памятником Петру I. Именно она ближайшая к метростроевской шахте в Кадашевских переулках. Однако постройка станции будет стоить слишком дорого, а население Острова пока очень невелико, так что городу строительство не нужно. Инвесторы, которым этот проект хотели «продать» в начале и середине 2000-х годов, пока также не проявляют интереса. Поэтому пока не найдется, кому оплатить «банкет», станции «Кадашевская» не будет, а от «Третьяковской» поезда метро пойдут прямо до «Остоженки», что запланирована у храма Христа Спасителя. Впрочем, ведь и этот проект недавно отменен...

«Верхние Котлы» — задел под станцию в Донском районе между «Тульской» и «Нагатинской» Серпуховско-Тимирязевской линии — очень пригодился бы как пересадочная станция на МЦК. Увы, пока также не включен в перспективные планы.

Станция Троице-Лыково.

«Троице-Лыково» — построенная между «Крылатским» и «Строгино» станция с короткой платформой для обслуживающего длиннейший в Москве перегон персонала. Ее можно в любой момент доработать до полноценной станции, но никто не хочет: наверху расположена одноименная деревня, которую в будущем не планируют превращать в многоэтажный квартал. Надо же оставить в Москве зеленые участки — тем более и люди в тамошних домах живут не так чтобы простые.

Что может помешать

У метростроителей, слава богу, не бывает такого, чтобы замороженная стройка не была законсервирована надлежащим образом. Поэтому практически все заделы — вырытые шахты и фрагменты тоннелей — могут быть использованы, когда настанет их черед. Только два фактора могут сделать заделы бесполезными: изменившаяся трассировка линий (в результате начатая станция остается в стороне) и неожиданные технологические трудности.

— 30–40 лет назад в метрострое были уникальные специалисты, способные на смелые проекты, — рассказывает «МК» источник в отрасли. — Скажем, станция «Горьковская», ныне «Тверская», была построена на действующей линии без снятия движения. Сначала «вынули» центральный зал, потом расширили путевые тоннели, а в результате в один прекрасный день люди смотрят в окна поезда — где был тоннель, появилась станция! Это была ювелирная работа, руководил ею Ефим Семенович Барский. Сейчас специалистов такого уровня в метростроительных компаниях Москвы практически нет. В этом причина того, что на Кольцевой линии не решились строить станцию «Площадь Суворова» (она планировалась на пересечении с Люблинско-Дмитровской линией). По всей видимости, теперь ее не построят никогда — салатовая линия и станция «Достоевская», где должна была быть пересадка, теперь проходит по-другому.

Станция Площадь Суворова (проект).

Еще два примера ликвидированных заделов — это «Лужниковская» и «Якиманка» Первая станция глубокого заложения должна была находиться почти на месте Большой спортивной арены Лужников, но в последний момент проект поменяли, шахту засыпали и передали спортивной мегастройке. Вторая же планировалась как пересадочная на «Полянку», но задуманная трасса продления Калининско-Солнцевской линии потеряла актуальность, а в 2005 году площадка была ликвидирована. Теперь там обычный жилой комплекс.

К счастью, окончательный приговор метрополитеновскому заделу — это все-таки редкость. Большинство может долго ждать своего часа — иногда несколько десятилетий — и дождаться. Уже упомянутая «Тверская» — тому доказательство: сама Замоскворецкая линия в своей центральной части была построена еще в 1935–1938 годах, а задел под «Тверскую» представлял собой всего лишь идеально прямой участок, на котором тоннели несколько расходятся. Прошло 40 лет, и «Горьковская» была построена. Аналогичная ситуация с «Шаболовской» — правда, там пришлось ждать вдвое меньше.

Кстати, совсем рядом с Пушкинской площадью на той же Замоскворецкой линии имеется еще один артефакт 1930-х годов — прямо под Тверской площадью, у здания мэрии. Там изначально планировалось построить станцию «Советская», но еще при постройке решили от нее отказаться, поэтому тоннели в этом месте, хоть и прямые, идут под значительным уклоном. Станцию при таких условиях строить нельзя. Но задел не пропал: еще в годы Великой Отечественной войны вместо «Советской» построили бункер штаба гражданской обороны Москвы.