На прошедшей 6 мая онлайн-конференции «Как изменятся города после пандемии?» главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов заявил, что нужно уходить от глобальных форматов торговли и больше внимания уделять торговым точкам у дома: «Понятно, что государству просто общаться с крупным бизнесом. Когда у одного собственника много рабочих мест и большие обороты, его легче контролировать. Отчасти поэтому большие форматы и процветают. Но, во-первых, ясно, что здоровая среда приветствует маленькие форматы. поэтому я надеюсь, что, может быть, большие бизнес-игроки на рынке начнут делать сотни маленьких магазинов вместо одного большого. Нужно иметь в виду и всяческое побуждение людей вести свой бизнес и делать разные сервисы на первых этажах жилых домов».
Впрочем, Кузнецов полагает, что отток людей от больших торговых центров произойдет не сразу. Они в основном находятся на периферии, вокруг МКАДа, где много высотных домов сложившейся застройки 1970-1980-х годов. «В этих районах физически не разовьешь маленький формат. А людям надо делать покупки, где-то проводить время. И торговые центры, к сожалению, все еще являются, видимо, лучшим выбором для москвичей в этой ситуации».
Главный архитектор считает, что лучше мыслить не объектом недвижимости, а земельным участком. Если большие торговые центры не будут приносить прибыли, собственники поймут, что их невыгодно переделывать под что-то еще.
— Сейчас многие девелоперы отдали помещения под организацию быстро создаваемых госпиталей. Но я не верю, что вирус с нами будет десятилетия. Так что госпитали не всегда будут востребованы, — продолжает Сергей Кузнецов. — Скорее всего, будет снос помещения и другая застройка на этом месте, тем более что торговые центры — недвижимость недорогая, ее и снести не жалко, и по архитектуре она в подавляющем большинстве далеко не шедевр. Со временем владельцы спокойно расстанутся с этой недвижимостью и используют землю иначе».
Руководитель Brand Urban Studio Артем Гебелев согласен с главным архитектором. «Есть тенденция к тому, чтобы жизнь становилась более камерной, — говорит специалист. — Такой подход идет на пользу среднему и малому бизнесу, который сейчас страдает под влиянием экономических факторов, но ищет новые возможности для кооперации внутри района. Ответом станет, по моей версии, снижение популярности общественных централизованных пространств — стадионов, театров. Страшно: заражусь — не заражусь в большой толпе. Часть людей, которые раньше ездили за развлечениями в центр города, останется поблизости от дома и тем самым поддержит малый бизнес. Ну, то есть деньги, которые могли бы тратиться в центре, останутся в районе.
То же касается и торговых центров, куда часть людей до карантина ездила за большими закупками. Их трафики и так падали, а теперь и подавно. Опять же — мы привыкаем к доставке. Зачем ехать в торговый центр, когда тебе могут привезти покупки домой?»