Искусственный интеллект операторов столичного такси объявил войну пассажирам

Эксперт объяснил, как роботы довели до абсурда цены на поездки

Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) рассматривает работу агрегаторов такси на предмет картельного сговора: резко выросли цены на поездки. Монополия в этой отрасли и правда налицо, но, похоже, цены растут не по злому умыслу менеджмента компаний. Автомобильный правозащитник Петр Шкуматов пояснил «МК»: ситуация напоминает восстание роботов. Алгоритмы, формирующие цену на поездки, начали жить своей жизнью.

Эксперт объяснил, как роботы довели до абсурда цены на поездки

Московские пассажиры заподозрили неладное во время рекордных снегопадов 12 — 13 февраля: цены на поездки выросли в 2 — 3 раза. Ехать за 1000 рублей в соседний район или за 3000 на другой конец Москвы многие не решились и отказались от идеи воспользоваться этим видом транспорта. Всем тогда казалось — снегопад кончится, и все вернется на круги своя. Не вернулось: цены остались завышенными и в рабочие дни. Представители ФАС, к которым по этому поводу обратились частные лица и общественные организации, предупредили: доминирование на рынке агрегаторов само по себе не нарушение, а злоупотребление доминирующим положением нужно будет еще доказать. Как сообщили в ФАС, доля двух агрегаторов такси, принадлежащих одному холдингу, на московском рынке превышает 50%.

- Доля доминирующего агрегатора не просто превышает 50%, а приближается к 80% рынка, - отмечает глава общественного движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. - Мы много раз говорили о том, что это серьезная проблема: цены на поездки теперь устанавливают сами агрегаторы, водители полностью исключены из процесса ценообразования. Но самое интересное не это. Сложность состоит в том, что цену задирают не люди — условные менеджеры агрегатора, движимые жаждой наживы. Нет — цены устанавливает алгоритм, то есть искусственный интеллект.

По словам эксперта, изначально в алгоритм динамического ценообразования «зашита» довольно простая логика. Растет спрос на такси (например, во время снегопада, когда многие не откопали свои машины и решили вызвать такси, а многие пассажиры автобусов их не дождались и начали искать «мотор») - повышаем тарифы. Предложение машин уменьшилось (например, в тот же снегопад часть водителей решила перестраховаться и не выходить на линию) — снова повышаем. Люди — даже наделенные менеджерскими полномочиями — на этот процесс не влияет, цена взлетает у всех агрегаторов сразу. Процесс — неконтролируем. 

- Таксистов зря, таким образом, ругают за повышение цен, - резюмирует Шкуматов. - Да, многие из них отказались работать в условиях снегопада. Но в реальности таксист даже не видит цену, пока не примет заказ (а в некоторых агрегаторах — пока не посадит пассажира). Виноват алгоритм агрегатора, который, похоже, сейчас самостоятельно решил дестимулировать пассажиров, заставить их отказаться от поездок.

Интересно, что даже если завтра из нашего мира исчезнут агрегаторы такси, эта услуга уже вряд ли станет дешевле. «В непогоду пассажир поедет за столько, сколько я ему назову, - рассказал «МК» частный таксист с 20-летним стажем Александр Т. - Просто потому что у меня в машине тепло и сухо, а ему нужно уехать. Даже за 2000 на соседнюю улицу. Не нравится — можно пешком». Похоже, что дешевое такси конца нулевых действительно уходит в историю.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру