Платные парковки во дворах сулят Москве сотни миллиардов и потенциальные конфликты

Идея будет обсуждаться на самых разных уровнях

Идеи зарегулировать парковочное пространство не только на улицах, но и во дворах принимают все более конкретные очертания. Идея о вводе платных парковок во дворах обсуждается не только на уровне экспертов, но и в городских органах власти. При очевидной взрывоопасности такого предложения у него есть целых два достоинства с точки зрения города. Во-первых, в городскую экономику и ЖКХ поступит дополнительно до 350 млрд рублей в год. А во-вторых — за новые антиавтомобильные меры власти Москвы похвалят на западе.

Идея будет обсуждаться на самых разных уровнях

Вслух идею о платной парковке во дворах Москвы выдвинул глава экспертного центра «Пробок.нет» Александр Шумский. «Ситуация во дворах становится хуже с каждым годом, машины паркуются не только на проездах, но и на тротуарах и даже иногда на детских площадках, - отметил эксперт. - А что если поступить по аналогии с улицами: ввести во дворе небольшую, но плату? Все деньги поступают на счёт дома, и дом сам распоряжается, потратить ли их на детские площадки, либо на дополнительные парковочные карманы. Плата может быть почасовая, можно сделать месячный абонемент».

По словам Шумского, такая мера стимулирует убрать из двора машины, которые ездят «пару раз в год» - их, считает эксперт, можно отогнать на «дальние бесплатные площадки» (тут впору спросить — а они в Москве до сих пор остались, бесплатные-то?). А постоянно ездящие по городу (и потому нуждающиеся в машине во дворе) граждане пусть платят.

Учитывая, что часто именно профильные эксперты проверяют реакцию общества на идеи, которые позже выдвигаются уже от имени власти — к предложению Александра Шумского нужно отнестись серьезно, как к обсуждаемой в кабинетах столичной мэрии идее. Сотрудник одного из интеллектуальных центров, работающих с Дептрансом, рассказал, что фокус-группы — так называется особый вид социологических исследований, когда отобранные по определенным принципам представители изучаемой группы населения собираются вместе и отвечают на вопросы повестки, высказывают предложения — на тему развития парковочного пространства проводились неоднократно, на них поднимался и вопрос об отношении к гипотетическим платным парковкам во дворах.

— Было выявлено два основных типа реакции на такое предложение, - рассказал социолог. - Резкое неприятие — у автовладельцев и членов их семей, скептическая реакция с вопросом «куда пойдут собранные деньги?» - у не пользующихся личными автомобилями. Тема в отчетах по фокус-группам маркирована как потенциально конфликтная.

Тем не менее, идея вновь и вновь появляется в публичном пространстве. И тому есть две фундаментальные причины. Первая из них — собственно выручка, которая возникнет, если платные парковки во дворах появятся. Даже если взять минимальную из предложенных экспертами цену — 20 рублей за час (это вдвое меньше минимального, характерного для окраин, тарифа платной парковки на улицах)… Около двух миллионов автомобилей, «ночующих» во дворах, дают 40 млн рублей выручки ежечасно. Круглосуточно работающие дворовые парковки в год дадут в масштабах Москвы около 350 млрд рублей выручки! Разумеется, автомобили не будут все время стоять во дворах — но ведь во всех остальных местах парковка уже платная либо запрещена. Есть исключения вроде парковок у торговых центров (кстати, бесплатных парковок такого типа с каждым годом меньше), но они не сделают погоды, да и быстро исчезнут под давлением сотен тысяч «неприкаянных» автомобилей.

Второй аргумент, который может побуждать власти вновь и вновь возвращаться к этой идее — как ни смешно, мнение западных партнеров. Одна из «парадных ценностей» Москвы, индикаторов прогресса в городе — хорошие позиции в ряде международных рейтингов. В частности, в недавнем исследовании известного рейтингового агентства McKinsey «Транспортные системы 25 городов мира — составляющие успеха» Москва заняла третье место — тогда как три года назад, в 2018 году, была в рейтинге лишь шестой. Интересно, что опережают российскую столицу вовсе не Рим, не Париж и не Лондон, а Сингапур и Пекин; возникает вопрос, так ли нужно нам гнаться именно за азиатскими мегаполисами?..

Чтобы сохранить и улучшить позиции города, Москве нужно, как отмечают аналитики агентства, «увеличивать стоимость использования автомобиля в городе». В частности, в рекомендациях McKinsey значится введение платных парковок, динамическое (изменчивое) тарифное пространство, в перспективе — платный въезд в город, ограничения на передвижение по городу по разным категориям автомобилей. Кроме того, рекомендуется снижение скоростного режима до 40 — 60 км/ч, снижение нештрафуемого порога скорости, рост числа камер и размера штрафов. Так что — платная парковка во дворах становится для Москвы не только выгодной, но и добавит рейтинговых очков.

Против такой идеи — только ее потенциальная конфликтность. И, возможно, сопротивление самих горожан. Юридически ситуация, по словам сопредседателя Российской жилищной федерации Владимира Рязанского, выглядит следующим образом: по уставу города Москвы городу принадлежит вся земля, не оформленная в частную собственность. Если придомовая территория, то есть двор, не оформлен в общедолевую собственность многоквартирного дома, городские власти могут на ней сделать все, что считают нужным — в том числе и платную парковку.

— А вот если общедолевое имущество оформлено в собственность, город теряет право действовать таким образом. Что касается полномочий по регулировке дорожного движения, то город имеет на это право только в рамках улично-дорожной сети, но никак не во дворах. Таким образом, мой совет — если двор до сих пор не оформлен в собственность и не размежеван, это нужно сделать немедленно.

Кстати, возможно, поторопиться действительно стоит: многие конфликтные вопросы в Москве (такие, как гаражная амнистия, техосмотр и другие) «подвешены» до осени — то есть до выборов в Госдуму, а после них могут начаться и «подвижки». Так, по словам одного из муниципальных депутатов района Щукино, вопросы о потенциальном введении платной парковки из префектуры округа им уже поступали. Удастся ли муниципалам держать оборону одновременно против денег и прогресса — неясно.  

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру