Сохранение материального культурного наследия — важнейшая часть поддержания исторической памяти города, подчеркнул Сергей Собянин. «В Единый реестр культурного наследия Москвы внесены 50 объектов. Среди них здания, с которыми связаны судьбы известных людей и знаковые события», — отмечает московский градоначальник.
Теперь в реестре объектов культурного наследия Москвы — 3833 позиции. Для города статус объекта культурного наследия (ОКН) означает необходимость контроля за действиями или бездействием владельца здания. Для балансодержателей этот статус связан с ощутимыми обременениями: например, под запретом не только снос, но и ремонт или реконструкция без согласованного реставрационного проекта. В то же время он повышает престиж, капитализацию здания, подчеркивает его индивидуальность. Что именно в том или ином объекте является неприкосновенным — определяет так называемый предмет охраны памятника, утвержденный при его включении в реестр.
От театра до особняка
Статус объекта культурного наследия получило здание театра «Эрмитаж» (Каретный Ряд, дом 3, строение 1). Здание построено в 1894 году, здесь в постановках частной оперы Саввы Мамонтова пел молодой Федор Шаляпин, а Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко открыли тогда еще не имевший собственного здания проект Художественного театра.
В этих же стенах, уже в 1920-х годах, поставлен первый спектакль Сергея Эйзенштейна «Мексиканец», затем действовал Театр имени Моссовета, позже переехавший в другой городской сад — «Аквариум» на Триумфальной площади. В предмет охраны здания вошло оформление его фасадов — в версии 1950-х годов, когда театр реконструировали Михаил Посохин и Ашот Мндоянц.
Памятником официально стал и доходный дом А.В.Красногоровой — Блиновых (Старосадский переулок, дом 10, строение 1) на углу улицы Забелина и Старосадского переулка. Это обычный дореволюционный доходный дом, знаменитый прежде всего тем, что здесь на рубеже 1920–1930-х годов жил поэт Осип Мандельштам. Дом и сейчас остается жилым, охране подлежат сохранившиеся фасады и интерьеры первого подъезда, а также ограда с калиткой и сторожка.
Комплекс зданий Кокоревского подворья на Софийской набережной также внесли в реестр. Новаторский для своего времени проект, подворье по праву можно считать одним из первых в России образцов многофункционального делового центра с жильем и офисными площадями. Надстроенное в советские годы еще несколькими этажами подворье было отреставрировано в 2015–2017 годах, в том числе восстановлена знаменитая чугунная галерея с балконом. Она вошла в предмет охраны наряду с фасадами первых четырех этажей.
Объектом культурного наследия признан и доходный дом княгини А.П.Голицыной на Большой Никитской. Построенное в 1839 году по проекту Михаила Быковского здание сохранило первоначальную конфигурацию и фасады. Это мемориальный адрес П.И.Чайковского — композитор писал здесь оперу «Евгений Онегин», а также модельера Надежды Ламановой, учившейся в 1880-е годы в этих стенах и позже открывшей здесь небольшую мастерскую. В предмет охраны здесь вошли фасады, своды подвалов и чугунная лестница.
Под государственной охраной отныне находится и собственный дом архитектора Сергея Гончарова. Здание 1885 года постройки, расположенное на углу Трехпрудного и Палашевского переулков, сочетает в себе элементы эклектики и раннего модерна. Фасады и стали предметом охраны. В этом доме жили и работали впоследствии дочь архитектора Наталья Гончарова и ее муж Михаил Ларионов, здесь находился один из ключевых художественных адресов тогдашней Москвы.

Охране наследия — четкую систему
Более 700 зданий и сооружений из реестра получили свой статус в 2011–2025 годах. Среди объектов, которые вошли в список в последний год, есть много ярких примеров. В том числе императорский павильон XV Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки (Ленинградский проспект, дом 31, строение 9). Это единственное сохранившееся сооружение Выставки 1882 года, проходившей на Ходынском поле, построено по проекту Александра Каминского и представляет собой образец русского стиля в эклектике.
Памятником стал недавно и Рижский вокзал, построенный в 1899–1901 годах — также в образцовом стиле русской эклектики, его фасады навеяны мотивами зодчества XVII века. Вокзал напоминает три грандиозных каменных терема, изобилующих каменными деталями в духе «узорочья» XVII столетия.
Для зданий, включенных в реестр объектов культурного наследия, статус памятника дает не только государственную защиту, но и «путевку в реставрацию»: восстановить облик памятника, привести его в порядок это обязанность балансодержателя. Реставрация памятников приобрела в последние годы в Москве рекордные масштабы. Сейчас в столице одновременно идут работы почти на 500 объектах культурного наследия, в этом году планируется завершить реставрацию еще почти на 150 адресах.
Среди недавно отреставрированных памятников — Донской монастырь, Тихвинский храм в Алексеевском, главный дом усадьбы Охотниковых (гимназия Поливановых) на Пречистенке, а также дом Шаляпина на Новинском бульваре, Дом с антресолями на Старой Басманной, главный дом усадьбы Прохоровых на Трехгорке. Работы продолжаются и на других значимых объектах. В ближайших планах — Рогожская амбулатория (Большой Рогожский пер., 17, стр. 1), главный дом усадьбы Якова Рекка на Большой Никитской и многие другие исторические объекты.
Работа Департамента культурного наследия города по выявлению и постановке на госохрану памятников продолжается. В последние годы в Москве большая часть документооборота по вопросам охраны памятников переведена в электронный формат. В режиме онлайн можно оформить заявку на оформление паспорта ОКН, получить заключение государственной историко-культурной экспертизы. При помощи портала mos.ru можно запросить заключение Мосгорнаследия о допустимости проведения земляных, строительных и хозяйственных работ по результатам экспертизы и произвести некоторые другие операции.
Охрана культурного наследия в столице поставлена на системную основу — это критически важно для того, чтобы сохранялись и реставрировались не единичные памятники, но городская историческая среда в целом. Комплексный подход дает возможность защитить визуальную целостность и историческую составляющую важных для восприятия Москвы районов города. А значит, столица, неизбежно меняясь в духе времени, сохраняет свой уникальный облик, в котором переплетаются историческая подлинность и современность.