Заключение комиссии МГД по транспорту на проект, внесенный главой этой же комиссии Сабиной Цветковой, вряд ли могло быть отрицательным — так что проект будет внесен уже на пленарное заседание столичного парламента и, вполне вероятно, в обозримом будущем станет законом. Штрафы за нарушение «транспортных» пунктов московского КоАП поднимаются не менее чем вдвое.
Самое заметное в документе — рост штрафа за безбилетный проезд: ставка в 2000 рублей продержалась всего три года (а вот до этого 1000-рублевый штраф за это нарушение держался едва ли не с 1990-х годов). Теперь, значит, с «зайца» будут брать 5000 рублей — столько же, сколько за неоплаченную парковку. Если, конечно, парковочный штраф вскорости тоже не подорожает.
Помимо этого за неоплаченный негабаритный багаж в общественном транспорте штраф составит 1000 рублей за каждый предмет.
А целый набор «административных составов», за которые полагается пока что «смешной» штраф в 100 рублей, планируют обложить настоящим штрафом — в размере 1000 рублей. Столько придется заплатить за:
• сумки на сиденьях вагонов метро;
• провоз запрещенных предметов, в том числе огнестрельного оружия;
• нарушение правил провоза ручной клади;
• использование в общественном транспорте колесных средств, за исключением сумок на колесиках и чемоданов, вписывающихся в 150 см по сумме измерений;
• несанкционированное использование музыкальных инструментов и звукоусиления, а также слушание музыки и т. д. без наушников;
• пачкающую или дурнопахнущую одежду, пачкающие предметы и еду;
• нарушение правил фото- и киносъемки на транспорте;
• бег по эскалатору или траволатору, сидение и размещение вещей на ступеньках и поручнях, катание по перилам эскалаторов;
• движение без разрешения по неработающим эскалаторам;
• пользование без надобности связью с машинистом и тревожными кнопками;
• загрязнение подвижного состава;
• снятие ограждений на эскалаторах, перепрыгивание через парапеты и ограждения в метро.
Практически все это и сейчас считается нарушением, но крайне редко сотрудники службы безопасности метро оформляли это — причина именно в копеечных, по современным ценам, штрафах. Попросту говоря, время сотрудника оказывается дорого, сторублевые штрафы не окупают собственного оформления.
Более серьезные штрафы — в 3000 рублей — будут предусмотрены за придерживание дверей вагонов на остановках, задержку отправления поезда (помните, в эпоху до появления вагонов «Москва» многие ногой придерживали двери старых составов, чтобы дать бегущему с перехода пассажиру зайти в вагон? Теперь забудьте!). А также за провоз бытовых газовых баллонов и прочих легковоспламеняющихся и взрывчатых веществ, подкладывание на пути посторонних предметов, самовольное проникновение в служебные помещения метро — и зацеперство. И еще за попытку прорваться через досмотр на входе. Да, за все эти нарушения (безусловно, разной тяжести) следует одно и то же наказание.
Между тем пространство для роста у московских штрафов в общественном транспорте, безусловно, есть: например, в Париже безбилетников наказывают на 180 евро (сейчас — более 17 тысяч рублей). В Нью-Йорке штрафы составляют 50-100 долларов за разные типы нарушений. А ближе всего к московским ставки в Сингапуре, где безбилетников штрафуют на 50 местных долларов (более 3000 рублей).