«Белая кожа» подождет

Ирина Смирнова, министр экономики Подмосковья: «Мы предполагаем, что торги станут более открытыми и конкуренто­способность нашего региона повысится»

24.04.2013 в 19:07, просмотров: 3212

В начале апреля министерство экономики Подмосковья презентовало на заседании правительства новую систему взаимодействия органов власти при госзакупках. По такой схеме уже работают Москва и Татарстан. И, по мнению экспертов, она признана более прогрессивной, что позволяет сделать процедуру конкурсов открытой, прозрачной, и это, безусловно, привлечет в регион инвесторов. О деталях реорганизации, о том, насколько при новой системе будут эффективнее расходоваться бюджетные деньги, смогут ли чиновники по-прежнему заказывать для себя дорогую мебель и роскошные автомобили и как нужно противостоять недобросовестным поставщикам — «МК» рассказала министр экономики Московской области Ирина Смирнова.

«Белая кожа» подождет

— В чем принципиальное отличие новой системы от старой и поможет ли ваша реформа бороться с коррупционными схемами при размещении госзаказов?

— На мой взгляд, есть три серьезных отличия новой системы взаимодействия органов власти при госзакупках от прежней практики. Первое. Минэкономики раньше выполняло одновременно две несовместимые функции: являлось органом, уполномоченным размещать заявки на госзаказ и вести торги, а с другой стороны — обеспечивало контроль за этими функциями.

— То есть правая рука контролировала, что делает левая?

— Вот-вот — парадокс! Когда мне первый раз принесли на подпись штраф, выписанный на саму себя, я была крайне удивлена! Первое, что мы сделали, — это отказались от функции контроля за собой. Сейчас ее выполняет главное контрольное управление Московской области. И эффективность контроля повысилась. Второе — мы попытались унифицировать всю конкурсную документацию, подготовили типовые проекты государственных контрактов, ввели туда обязательные требования о наложении санкций за их недобросовестное исполнение. Третье — предложили создать межведомственную комиссию (МВК) для проведения оценки обоснованности закупок. Например, заказчик говорит: хочу купить автомобиль с сиденьями из белой кожи. Насколько необходима ему эта белая кожа и как это будет соотноситься с эффективностью расходования бюджетных средств — будет оценивать именно МВК.

— И что, поймали вы кого-нибудь за руку с такой заявкой?

— За руку ловить — это функция уже совсем других органов. Но могу сказать, что на трех первых комиссиях не было ни одного положительного решения по представленным заявкам. Все они уходили на доработку. Причем многие руководители организаций, которых мы приглашали на заседания комиссии, искренне удивлялись, узнавая, какие ляпы допускают их сотрудники, отвечающие за формирование технического задания и проекта госконтракта. В отношении одного из них даже приняли потом жесткие меры.

— Только к одному?

— Дело ведь не в том, чтобы наказать и застращать, а в том, чтобы научиться грамотно и эффективно работать.

— Итак, вы упростили документооборот, провели учебу людей, ответственных за формирование заявок, и отказались от контроля за своей собственной деятельностью, что еще?

— Принятый правительством Московской области в апреле документ — новый системный шаг. Одна из главных принципиальных вещей — это централизация закупок. Первый уровень заказов — от 10 миллионов рублей и выше — будет осуществляться на единой площадке уполномоченного органа, это министерство экономики. Заказчик будет формировать конкурсную документацию и, в частности, стартовую цену, утверждать заявку. А размещением заказа будем заниматься мы. Причем делать это начнем с помощью Единой автоматизированной системы управления закупками (ЕАСУЗ). Прежняя система морально устарела. Современная ЕАСУЗ введена в тестовом режиме 1 апреля этого года.

— Что это даст? В чем эффективность такого подхода?

— Поскольку новая система имеет другие, более широкие возможности, то мы предполагаем, что на конкурсы будет приходить больше претендентов, торги станут более открытыми и конкурентоспособность нашего региона повысится.

— А как эти новшества скажутся на том, чтобы препятствовать заключению контрактов с единственным поставщиком? Ведь такая проблема существует: вроде бы и конкурс проводится, все как положено, но участие в нем принимает только один поставщик.

— Есть такая тема. Новая, Единая информационно-аналитическая система управления закупками будет охватывать все стадии размещения заказа. Она увязывает планирование, прогнозирование, размещение, исполнение и мониторинг госзакупок. При этом полностью интегрирована с федеральным сайтом. Когда больше доступной и понимаемой информации — значит, больше претендентов на конкурсах.

фото: Александр Астафьев
«Приходят подрядчики, на торгах предложившие самые низкие цены, а потом кладут некачественный асфальт...»

— Ирина Вячеславовна, что, на ваш взгляд, нужно поменять в подмосковной системе в первую очередь — где слабое звено?

— Пожалуй, это отсутствие принципов формирования начальных или стартовых цен. Если мы говорим о системном подходе к эффективному расходованию бюджетных средств, то нужно определиться, по каким видам товаров и услуг следует придерживаться сметной формы в формировании цены — когда, например, есть расценки, понятны объемы, а когда эффективнее провести рыночный анализ цен. Эффект от такой работы уже есть: первый квартал этого года показал, что еще до выставления на торги 6,5 процента от заявленной цены оптимизируется. Это и есть рациональное использование бюджетных средств! Еще до вынесения на торги.

— Часто приходится слышать от руководителей бюджетных организаций: раньше мы работали с определенными поставщиками, были уверены в качестве их товаров или услуг. А сейчас на торгах выигрывает тот, у кого цена ниже, в результате получаем и качество соответствующее.

— Есть простой способ борьбы с недобросовестными поставщиками — установление гарантийных обязательств на товары и услуги. Например, в течение 3 лет надлежащей эксплуатации асфальт после ремонта дороги не должен трескаться, не должны образовываться ямы. Это первое. Второе — применение штрафных санкций. И самый, мне кажется, действенный способ — это реестр недобросовестных поставщиков.

— Он уже создан в Московской области?

— Его формирование осуществляется на федеральном уровне. В Московской области практики подачи документов в реестр фактически не существует. Я сегодня встречалась с коллегами из нескольких муниципальных образований. Для них большая проблема — ремонт дорог. Приходят подрядчики, на торгах предложившие самые низкие цены, а потом кладут некачественный асфальт, срывают сроки. Я говорю — штрафуйте, расторгайте контракт. Они: «Расторгать тяжело, это целая судебная процедура, у нас нет квалифицированных юристов». На мой взгляд, нужны определенный уровень и опыт претензионной работы. Мы готовы взять на себя методологическую помощь. В планах — подписание соглашения с Федеральной антимонопольной службой.

— И все-таки можно как-нибудь системно контролировать неумеренный аппетит некоторых чиновников?

— Думаю, что прозрачность размещения заказов, как государственных, так и муниципальных, дает ответ на этот вопрос. Понимание — как сегодня размещаются муниципальные заказы — очень важно. Мы не вмешиваемся в полномочия муниципальных образований. Мы предлагаем избегать ненужных ошибок. Поэтому на следующей неделе мы начнем приглашать муниципальные образования, показывать и рассказывать им про систему, которая процентов на 50 сможет им облегчить их труд.

— В начале года аптеки области тоже переходили на новую систему заказа лекарств, но что-то там пошло не так, система дала сбой, и в результате тысячи тяжело больных людей, в том числе диабетики и сердечники, остались без льготных лекарств. С вашей системой такое не случится?

— Нет, не случится. Новая система проходит опытную эксплуатацию в апреле-мае. Но параллельно будет работать и старая тоже, чтобы не было никаких сбоев.

— Андрей Воробьев, врио губернатора Подмосковья, после презентации новой системы на правительстве подчеркнул, что принцип гласности, открытости, прозрачности в области госзакупок должен соблюдаться неукоснительно. Как вы собираетесь претворять этот наказ?

— Сегодня вся система госзакупок в Московской области открыта и доступна для каждого жителя Подмосковья. Любой человек может зайти на сайт www.zakupki.gov.ru без всяких кодов и увидеть все закупки. Видно, кто и что закупает, когда и какие торги выиграл. Более того, с новыми возможностями информационно-аналитической системы мы открываем новый этап в совершенствовании системы госзаказа. Так что сделать предстоит еще больше. Ну а в плане гласности — готовы и дальше сотрудничать с «Московским комсомольцем».