Пикассо прибыл на «тарелочке с голубой каемочкой»

125 редчайших предметов антиквариата из Европы находилось в фуре, которую задержали областные таможенники

25.07.2018 в 20:29, просмотров: 3838

На днях Московская областная таможня задержала груз, предметы которого могут составить целую экспозицию маленького музея искусств. При досмотре фуры, следовавшей из Литвы, инспекторы обнаружили 180 незадекларированных антикварных вещей общим весом более 3,5 тонны. Среди сокровищ — картины, мебель, посуда, люстры из Франции, Италии и Турции. Сотрудники ведомства предполагают, что как минимум 125 арестованных предметов для украшения интерьера являются культурными ценностями. Cреди них тарелка, предположительно расписанная самим Пикассо!

Пикассо прибыл на «тарелочке с голубой каемочкой»
Фото: mot.customs.ru

— По предварительным оценкам, стоимость одной из картин в обнаруженной партии может составлять около 50 тысяч долларов США, то есть более 3 миллионов рублей, — пояснили «МК» в пресс-службе Московской областной таможни. — Все арестованные предметы искусства направлены на экспертизу в Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление ФТС России. По результатам исследования может быть возбуждено уголовное дело за незаконное перемещение через границу культурных ценностей в крупном размере.

Но и до проведения экспертизы, которая, к слову, будет длиться долгие месяцы, возбуждено два дела об административных правонарушениях по шестнадцатой статье КоАП России («Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров»). Однако штрафы по ним будут начислены позже, когда расследование закончится и эксперты установят точную стоимость товаров.

Фото: mot.customs.ru

Итак, что привлекло внимание таможенников? Во-первых, картина Дэвида Хокни Walking past two chairs, датированная 1986 годом. Во-вторых, тарелка производства фирмы Madoura, якобы вручную расписанная самим Пикассо, с женским профилем. В‑третьих, картины с изображением людей в рамах без маркировки с подписью «Фрэнсис Бэкон». Кроме того, в поле зрения экспертов попали старинные кувшины, панно, статуэтки, вазы для фруктов и многие другие вещи, маркированные логотипами очень известных фирм.

С помощью искусствоведа Зарины Асфари «МК» попытался выяснить, насколько уникальными являются предметы из литовской фуры. В частности, мы попробовали оценить вероятность появления на территории России работы, созданной руками самого Пикассо. И вообще расписывал ли он тарелки?

— Когда Пикассо освоил новое для него искусство керамики, ему было больше 60 лет, — пояснила нам эксперт. — Всё началось до смешного банально, так, будто ему шел не седьмой десяток, а первый, — с мастер-класса на ярмарке гончарных изделий, — а вот продолжение было вполне серьезным: за оставшиеся годы он создал более 2800 расписных тарелок, ваз, кувшинов и пр. Кстати, в наших отечественных музеях богатые коллекции живописи Пикассо благодаря меценатам Савве Мамонтову и Савве Морозову, а вот с керамикой нам не так повезло: ею Пикассо занялся, когда ни того ни другого уже не было в живых. Однако небольшое количество прекрасных образцов есть в коллекции Эрмитажа. Что касается женских лиц... Женское лицо — типичный для Пикассо сюжет, которому он как керамист, разумеется, уделил должное внимание. Однако что в живописи, что в керамике он отдает предпочтение фасным изображениям. Это особенно важно с керамикой, которую в случае с объемными формами (ваза, кувшин) он трактует как скульптуру, где с одной стороны лицо, а с другой затылок. В случае с тарелками Пикассо тоже предпочитает изображения анфас, однако профили тоже встречаются. Что же касается работы, задержанной на таможне, то для меня она крайне сомнительна: Жаклин, последней жене Пикассо, посвящено несколько сотен картин, и она везде мгновенно узнаваема, чего не скажешь об этой тарелке с профилем...

Кстати, стоит отметить, что Пикассо — самый популярный среди воров художник. Его работы с завидной регулярностью контрабандно пересекают границы государств. Что же касается картины, претендующей на стоимость «однушки» в ближнем Подмосковье, то о ней еще тяжелее делать выводы. Произведение Хокни — это литография.

— Она издается авторским тиражом, где у каждого листа есть уникальный номер и каждый лист подписан художником, — поясняет Зарина. — Такая литография есть, например, в коллекции британской галереи Тейт. А другой экземпляр в 2013 году был продан за $50 000 через аукционный дом Bonhams. В общем, в случае с Хокни что бы то ни было утверждать еще труднее, чем с Пикассо: подлинник ли это, можно сказать только после установления возраста бумаги и краски и после выяснения того, в чьей коллекции должен находиться эстамп с номером, указанным на работе из задержанного на границе груза. Если работа на месте, то, вероятнее всего, мы имеем дело с поддельным Хокни.

Между прочим, подделка тиражных работ — дело нехитрое и давно освоенное мошенниками. Достаточно вспомнить о том, что случилось с литографиями Сальвадора Дали, когда художнику было уже около 80. На одной из таможен был конфискован груз с сотнями, если не тысячами чистых (!) листов с автографом Дали. Естественно, разгорелся большой скандал и цены на тиражные работы мастера рухнули.