1 сентября в подмосковной школе: как справились учителя

С учениками решили повторить материал последней четверти

Все мы – мальчишки и девчонки, а также их родители – гадали: будет или нет в этот коронавирусный год самый волнующий момент в жизни школы: торжественная линейка 1 сентября и первый звонок?

Всем противоречивым слухам назло – уже состоялись. Но только, чтобы избежать столпотворения, для учеников первых и 11-х классов. 

Для остальных школяров со 2-го по 10-е классы были предусмотрены торжественные классные собрания, встречи, так сказать, товарищей по парте.

Наш корреспондент побывал на торжественной линейке в школе № 29 городского округа Балашиха.

С учениками решили повторить материал последней четверти

В школе  22-го микрорайоне города, нового и многоэтажного, учится 1,5 тысячи детей. В этом году только первоклашек набирается 156 человек – на 5 полноценных классов. Им, кстати, подмосковные власти подготовили подарок.  Каждый получил мешок для сменной обуви, значок и красивую грамоту о том, что он вступил в большие и дружные ряды первоклассников Подмосковья. 

А всего здесь 47 классов, два одиннадцатых будут выпускными.

- По новым санитарным нормам мы провели большую генеральную уборку помещений,- рассказывает директор школы Антонина Максимова.- Закуплены жидкое мыло и туалетная бумага, педальные ведра. Дозаторы с дезинфицирующим растворам стоят на входе в школу, в столовой, у умывальников, в санитарных комнатах. Выполнили все необходимые санитарные предписания, но, честно говоря, все равно волнуюсь…

Волноваться есть от чего. Нынешний год из-за эпидемии коронавируса особенный, такого в практике российского образования не было никогда. Пользуясь случаем, директриса отметила, что в методических материалах, рекомендациях и консультациях недостатка не было.

Ведь сегодня порядки в школе — совсем не такие, как раньше.

Каждый входящий в школу ученик или сотрудник теперь должен пройти термометрию. Чтобы не образовывалось скоплений (как и полагается, здесь два раздельных входа и выхода) для каждого класса составлен отдельный график.  

Классный руководитель встречает «своих» на первом этаже и в организованном порядке отводит в свой кабинет, где будут проходить уроки. Это касается всех классов, в том числе 11-х. Опоздавшие к началу занятий ученики после прохождения термометрии будут направляться в свои классы в сопровождении дежурных администраторов. Никакого свободного перемещения!

Когда строилась эта школа, строители по ошибке неправильно ее сориентировали, развернули главный парадный вход «спиной» к жилому микрорайону. Родители стали возмущаться и строителям пришлось исправлять свой «косяк». Второй, так называемый «черный вход», они тоже сделали, как парадный. Теперь здесь два полноценных главных входа и выхода. И родителям, чьи дети по графику должны заходить с «черного входа», могут не волноваться. Он просторный, широкий, с белокаменными лестницами. 

Учитывая, что каждый вход по бокам имеет еще по два входа и выхода, в итоге получается, что в 29-й школе шесть раздельных входов и выходов! Не исключено, что через них можно пропустить все классы в Балашихе, которые нигде не пересекутся!

Как говорится, не было бы счастья, да несчастье, ошибка строителей, помогло.

Однако разведение потоков школьников, исключающих их контакты, не единственная особенность нынешнего учебного года.

Медицинские маски для детей отданы на усмотрение и по желанию родителей  – ученики могут их носить, а могут не носить. Учитель урок ведет без маски и надевает ее только при индивидуальном общении с учеником, если расстояние между ними меньше социальной дистанции.

Перемены (самые лучшие моменты в школьной жизни) будут по звонку. Но не по общему, как раньше, а по будильнику на часах учителя. Помнится, в советской школе после звонка нас как ветром с парт сдувало. «Звонок дается для учителя, а не для учеников!», - всегда цедили сквозь зубы преподаватели. Вот вековая мечта советских педагогов сбылась, они и только они дают отмашку на перерыв. Чтобы не было путаницы с объявлением переменок, накануне учителя 29-й школы синхронизировали свои часы и теперь время у них идет по одному циферблату.

Чтобы максимально исключить перемещение школьников на переменах, с 1 сентября вводится кабинетная система обучения: все уроки (за редким исключением) будут проходить в одном классе – в кабинете классного руководителя. 

Что это за исключения такие, которые только подтверждают правила?

Занятия по химии, где куча колб и пробирок, разных реактивов, и где необходимы особые меры безопасности, будут проводиться в отдельном кабинете. Физкультура и пение – тоже отдельное, приспособленные под эти цели залы.   

Здесь главный вопрос - не отразится ли, в худшую сторону, качество обучения от того, что ученики будут познавать разные уроки в одном классе, допустим, по истории или географии?

В советской школе (а советская система обучения, как известно, была лучшая в мире!) мы постигали знания в одном классе. Тогда не было лингафонных и прочих новомодных кабинетов. К нам приходили учителя разных предметов – и ничего, мы успешно усваивали их уроки.

Возможно, кому-то на первых порах не будет хватать привычных физических констант на стенах физического кабинета или бинома Ньютона в математическом кабинете, но константы и формулы неплохо бы запомнить назубок, на всю оставшуюся жизнь.

В общем, разобрались, что нет худа без добра. И что даже столь неприятный коронавирусный карантин в отдельных случаях может принести хоть какую-то пользу.

Подхожу к группе счастливых родителей, которые привели своих отпрысков в школу. Они по-настоящему рады, что 1-е сентября вот так начинается, как «в старые добрые времена». И линейка, и звонок, и музыка, и звонкие детские голоса - будто не было никакой пандемии и самоизоляции. Будто все возвращается в обычное русло. Ведь у всех нас было опасение, что открытие учебного года может и вообще не состояться.

- Учебный материал дети очно усваивают лучше,- говорит мама одного третьеклассника. -  Да и не во всех  семьях имеется компьютер у каждого члена семьи. В карантин папа-мама работали на удаленке, детям тоже нужен компьютер, был тихий ужас...

Теперь, если хоть один ребенок заболеет коронавирусом, весь класс опять уйдет на дистанционное обучение.

- Здесь у родителей должна быть особая ответственность, - считает другая мама.- Если ребенок затемпературил, засопливился – не надо его вести в школу.

- Знаете,- начинают галдеть родители,- на каждый чих тоже не запасешься больничными листами!

В общем, мамы соглашаются, что ситуация может возникнуть всякая. Интересуюсь: есть ли какая-то информация по прививкам детей от ковида?

- Такой информации у нас нет,- заверяют родители.- Да и учителя сами не знают. А вот о том, что уже с первых чисел сентября начнется добровольная прививка детей от гриппа, нас уже предупредили, приходят СМСки. Добровольная, по желанию.

- Учителя борются с курильщиками?- спрашиваю я.

- Не знаю, как в других школах, но в нашей это полностью исключено,- отвечает один дедушка.

Оказывается, здесь (наверное, и во всех подмосковных школах) уже не первый год полностью запрещен выход учеников за пределы здания. Только после окончания занятий.

Папы и мамы переживают, как будет организовано питание в столовой, успеют ли детишки, при нынешних строгих санитарных нормах, пообедать в переменку. Школа огромная, а посадочных мест в столовой всего 184. Как избежать толкучки и накормить всю эту «ораву» на переменках?

Подробные пояснения нам дает завуч школы – Елена Тишина.

- Питание организовано индивидуально для каждого класса, строго по графику. У нас маленькие перемены и две большие, по 20 и 30 минут. Некоторые первоклассники еще до начала уроков получают горячий завтрак. Другие – после урока. Дети из многодетных семей получают и горячий завтрак, и горячий обед. Голодными никто не останется.

Завуч добавляет, что школьная программа никак не изменится. Но по просьбе родителей, нынешний месяц будет посвящен повторению пройденного материала, то есть возвращению в четвертую четверть. Она, как известно, из-за коронавирусного карантина получилась скомканной, кто-то имел возможность учиться на дистанционке, а кто-то такой возможности не имел. А может, особенно и не хотел.  

- Год будет непростой,- уже по-взрослому говорит отличница, одиннадцатиклассница Василиса Ячменева.- Нам нужно готовиться к ЕГЭ. Буду сдавать русский язык, профильную математику и обществознание. Хочу учиться на государственное и муниципальное управление. Но только на бюджетной основе.

Она признается, что для нее дистанционка была лучше, чем очные занятия. Не нужно тратить время на походы в школу, экономится время переменок… Можно более углубленно заниматься любимыми предметами, назначать дополнительные консультации с учителем. Такое было возможно на удаленке, а в школе все занятия по расписанию.

- Но я все равно рада, что мы опять собрались в родной школе, весь наш 11-Г,- говорит Василиса.- Мы соскучились друг по другу.