Полмиллиона за интеллект

Победителям школьных олимпиад в Московской области приготовили суперприз — 500 тысяч рублей

О чем мечтают родители школьников? Конечно, чтобы их ребенок хорошо учился, рос талантливым и успешным. А вот у детей — совсем другие мечты. Им хочется новый компьютер, телефон, игровую приставку, либо отправиться в путешествие в далекие страны. Но, как ни странно, родительские и детские мечты можно совместить. Опытные педагоги советуют: сделайте своего ребенка участником школьного олимпиадного движения, и есть шанс, что все сбудется.

Тем более что в следующем году в Подмосковье приз за первое место во Всероссийской олимпиаде школьников вырастет до полумиллиона рублей — на эти деньги можно осуществить любую детскую мечту.

Как стать участником этих состязаний умников и как готовиться к ним, чтобы одержать победу, «МК» рассказала министр образования Московской области Ирина КАКЛЮГИНА.

Победителям школьных олимпиад в Московской области приготовили суперприз — 500 тысяч рублей
Ирина Каклюгина. Фото предоставлено пресс-службой Министерства образования МО.

Участвуй — не прогадаешь!

В 2020 году из-за пандемии коронавируса система образования столкнулась с небывалым вызовом — весной все учебные заведения страны были вынуждены перейти на дистанционный формат обучения. Осенью эпидемиологическая обстановка снова обострилась, и во многих регионах России школьники вновь ушли на удаленку. Ребята меньше общаются со сверстниками, больше времени проводят дома за компьютером. И родители волнуются, что на пользу им это не пойдет.

«Действительно, в этом году система образования столкнулась с новыми трудностями, многое нам всем пришлось делать впервые. Но, несмотря ни на что, сейчас подмосковные школы работают в штатном режиме, ребята продолжают учиться очно. На помощь также приходят информационные технологии, которые помогают ученикам получать всю дополнительную информацию по интересующим их предметам», — рассказывает министр образования Московской области Ирина Каклюгина.

На днях стало известно, что более 320 тыс. подмосковных учащихся приняли участие в школьном (самом первом) этапе Всероссийской олимпиады школьников, а это больше половины от общего количества обучающихся 4–11-х классов. Получается, что удаленка и коронавирус вовсе не остудили интерес ребят к знаниям, а как раз наоборот, участников состязания стало больше.

По словам Ирины Каклюгиной, ребята подключались к онлайн-платформе через школьный портал Московской области — это быстро и удобно. Решать задания они могли как в своей школе, в компьютерном классе, так и дома, поэтому принять участие в олимпиаде смогли все желающие.

«Мы подсчитали, что количество участий составило более 1,2 млн по 24 предметам, то есть каждый ребенок участвовал в олимпиаде в среднем по 3–4 предметам. Самыми популярными традиционно стали математика, русский и английский языки. Дистанционный формат позволил серьезно увеличить количество участников по иностранным языкам — итальянскому, испанскому и китайскому. Дети, изучающие эти языки вне школы, тоже смогли проверить свои знания», — рассказывает министр.

Начиная со следующего года, в Подмосковье увеличиваются выплаты олимпиадникам. Школьники, которые приняли участие в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников, будут получать по 100 тыс. рублей, призеры этого этапа — по 300 тыс. рублей, а победители — по 500 тыс. рублей. Ранее выплаты были только для призеров и победителей — 100 и 200 тыс. рублей соответственно. А участники вообще оставались без поощрения.

«Мы также не забываем и про наших педагогов. В Подмосковье есть губернаторский грант «Умная школа». Каждый год 75 лучших школ получают этот грант по результатам участия во Всероссийской олимпиаде школьников. Сумма гранта может варьироваться, но не может быть меньше 5 млн рублей. Эти средства идут в первую очередь на поощрение учителей, подготовивших победителей и призеров», — добавляет Каклюгина.

Стань лучшим

«Для нас важно мотивировать и поощрять одаренных детей, а также привлекать в ряды участников олимпиады все больше наших школьников. Мы хотим, чтобы ребята знали, что их знания и ежедневный труд не остаются незамеченными, — говорит Ирина Александровна. — Согласитесь, полмиллиона рублей — это серьезная мотивация для ребенка стать лучшим из лучших. Ну а если не удалось стать победителем, то соответствующую выплату получит и призер, и даже участник заключительного этапа».

Конечно, денежная мотивация — это не единственное, что привлекает ребят в олимпиадах. Дополнительным бонусом еще являются льготы при поступлении в вуз.

Кроме того, участвуя в олимпиадах, дети много общаются со сверстниками из других школ, городов, регионов и даже стран, и находят среди них новых друзей.

«Наши «международники» рассказывали мне, как они познакомились и поддерживают связь с ребятами из Сингапура, Японии, Кореи, Франции и других стран», — продолжает Каклюгина.

Раз уж мы заговорили про денежные выплаты, хочется остановиться на этой теме немного подробнее, говорит министр. Деньги перечисляют ребятам на их личный счет, поэтому они могут потратить их на что угодно. Как правило, это гаджеты, путешествия, образование. Кто-то записывается на языковые курсы, кто-то часть суммы тратит на благотворительность. Главное, что денежное вознаграждение поможет реализовать ребенку его мечту.

Интересно, что победителями школьных олимпиад становятся далеко не всегда учащиеся лицеев или гимназий. Иногда приз за блестящие знания достается ребенку из сельской школы. Так, в 2020 году обучающиеся двух подмосковных сельских школ добились успехов на заключительном этапе олимпиады, а также они вошли в перечень общеобразовательных организаций в Московской области с высоким уровнем достижений работы педагогического коллектива по образованию и воспитанию.

Так что утверждения, будто бы учиться нужно обязательно в престижной школе, да еще заниматься с репетиторами из вуза, чтобы иметь глубокие знания предметов — далеки от истины. Можно быть двоечником в элитной школе, а можно добиться значительных успехов в самом обычном учебном заведении. Все зависит от личной мотивации учащегося, его способностей и трудолюбия, говорят преподаватели.

Зато участие в школьных олимпиадах, соревновательных дух этих состязаний поможет ребенку почувствовать вкус к учебе. Начинать участвовать в олимпиадах нужно как можно раньше, имеет смысл попробовать уже в начальной школе. Это поможет школьнику понять, какой предмет ему ближе, и даст важный опыт побед и неудач.

С чего начать?

Вся информация о Всероссийских олимпиадах школьников и подмосковных олимпиадах есть на официальном сайте подмосковного Образовательного центра «Взлет» (olympmo.ru). Там можно познакомиться с правилами участия, выяснить графики проведения этапов. Кроме того, там публикуются задания и ответы Всероссийской олимпиады школьников по 24 предметам. На сайте удобная навигация и есть архив заданий за несколько последних лет.

«Работа в центре «Взлет» ведется по двум направлениям: олимпиадное движение и работа по модели Образовательного центра «Сириус», — рассказывает Ирина Александровна. — Центр является региональной площадкой для проведения этапов Всероссийской олимпиады школьников и реализует бесплатные образовательные программы для школьников 6–11-х классов по трем направлениям: наука, искусство, спорт. Эти программы ориентированы на поддержку и развитие талантливых детей в Московской области. Чтобы попасть на программы образовательного центра, необходимо зарегистрироваться на сайте Центра и пройти конкурсный отбор. Естественно, все обучение для ребят осуществляется на бесплатной основе.

Огромное значение при подготовке играет поддержка единомышленников и тренеров. Для этого в Московской области и было создано олимпиадное движение — чтобы школьник находился среди детей со схожими интересами, чувствовал поддержку команды. Одаренность не гарантирует победу на олимпиаде. Правильная формула — это способности плюс трудолюбие и искренняя заинтересованность в предмете.

Победа в заключительном этапе олимпиады — это победа не только ребенка, но также его семьи, школы, учителей-наставников, считает Ирина Каклюгина. И достичь такого высокого результата можно только благодаря труду, упорству и целеустремленности, которые на протяжении многих лет демонстрируют участники состязаний.

— Вы знаете, как потом сложились судьбы победителей школьных олимпиад из Подмосковья, где они сейчас, чем занимаются?

— Конечно, мы следим за судьбой наших ребят. Каждый наш олимпиадник — это уникальный ребенок. И для рассказа об их успехах, прошлых и нынешних, понадобится не одно интервью. Радует то, что ребята даже после окончания школы не теряют связи с олимпиадным движением и продолжают помогать своим младшим товарищам, сегодняшним школьникам, одерживать победы на предметных олимпиадах.

Например, Лейла Исмаилова и Ксения Самарина сейчас преподают на профильных образовательных программах нашего регионального Центра «Взлет». В прошлом Лейла — многократный призер заключительного этапа олимпиады по французскому и английскому языкам, а Ксения — неоднократный победитель и призер по искусству, истории и обществознанию.

А Евгений Бойцов — золотой медалист международной олимпиады по астрономии и астрофизике — сейчас учится в МФТИ и параллельно преподает астрономию в Физтех-лицее им. П.Л.Капицы, кроме того, с 2019 года он еще является составителем заданий и членом жюри учебно-тренировочных сборов кандидатов в сборную России.

— Чтобы вы посоветовали подмосковным школьникам, среди которых много читателей нашей газеты?

— Мне бы хотелось пожелать всем нашим ребятам творческих успехов, ярких побед и веры в свои силы. Хочется, чтобы жажда новых знаний у них никогда не проходила. В Подмосковье есть все возможности для обучения и реализации — не ленитесь их использовать.

ЦИТАТА

Губернатор Московской области Андрей ВОРОБЬЕВ: «Во многом именно по нашим ребятам, которые участвуют на олимпиадах разного уровня, во всем мире оценивают качество образования в стране, в регионе. Мы стараемся уделять большое внимание среднему, высшему образованию. Но олимпиадники для нас — особая гордость. Наша задача — чтобы еще большее таких ребят участвовало на международных и всероссийских олимпиадах. Поэтому мы реализуем программу поддержки».

СПРАВКА "МК"

Всероссийская олимпиада школьников проводится ежегодно по 24 предметам для учеников 4–11-х классов. Состязания разделены на 4 этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный. Школьный этап проводится для учащихся 4–11-х классов, муниципальный — для 7–11-х классов, региональный и заключительный — для 9–11-х классов.

В прошлом учебном году на Всероссийской олимпиаде школьников подмосковные ребята завоевали 91 диплом по 24 общеобразовательным предметам — количество призеров увеличилось на 11 человек по сравнению с результатами предыдущего года. Все они как победители и призеры получили выплаты в размере 200 тыс. руб. за победу и 100 тыс. руб. за призовое место.

ВАЖНО

Для участия в олимпиаде достаточно заявить о своем намерении классному руководителю или учителю-предметнику. Кроме того, в Московской области функционирует образовательный центр «Взлет» — региональный оператор олимпиады. На официальном сайте Центра (olympmo.ru), а также в его социальных сетях можно найти всю необходимую информацию об этапах школьных олимпиад.

СПРАВКА "МК"

ГДЕ ЖИВУТ И УЧАТСЯ САМЫЕ УМНЫЕ ШКОЛЬНИКИ?

Среди школ-лидеров по количеству призеров заключительного этапа олимпиады 2019 и 2020 гг. можно выделить Физтех-лицей имени П.Л.Капицы, Химкинский лицей, Долгопрудненскую гимназию, школу №7 с углубленным изучением отдельных предметов и гимназию №2 в Балашихе, гимназию №1 в Жуковском, а также школу №4 и гимназию №17 в Мытищах.

Среди муниципальных образований наилучшие результаты продемонстрировали Мытищи — 12 призеров, Балашиха — 8 призеров, Жуковский и Королев — по 6 призеров.