В Подмосковье уже несколько лет существует хорошая практика разбора жалоб населения. Суть ее в том, чтобы не ждать, когда житель постучит в дверь чиновничьего кабинета со своей проблемой, а вылавливать эти больные вопросы еще на стадии обсуждения в соцсетях. Ведь как часто бывает: случается какая-нибудь коммунальная беда (трубу прорвало или снег не чистят), и люди начинают жаловаться друг другу в соцсетях, а потом уже пишут письма по инстанциям.
Например, недавно видела такое сообщение: коммунальщики ремонтировали теплосети, разрыли двор, а когда закончили работу, то оставили после себя территорию как после бомбежки. Люди жалуются в местном паблике на то, что их двор не привели в порядок. В такой ситуации хороший хозяйственник должен уловить поданный сигнал и послать своих сотрудников по указанному адресу. Во всяком случае ответить честно: граждане, мы в курсе, не волнуйтесь, решим вашу проблему, просто сейчас у нас временные трудности, например, нет людей или денег. Люди поймут, только обязательно укажите срок, когда все исполните. Но вместо этого чиновник начинает тянуть резину: спасибо за ваше внимание к проблеме, мы проверяем информацию – бла-бла-бла.
Правда, как показала практика, пустые отписки – это еще не передел чиновничьего цинизма. Экстракласс коммуникационных возможностей недавно показали сотрудники чеховской администрации.
В доме 40 по улице Береговой много лет течет крыша. Куда только жители не обращались с жалобами на течь, но дождаться ремонта кровли так и не смогли. Во время любого, даже не очень большого, дождя квартиры на последних этажах заливало водой.
«Стены, потолки и межэтажные перекрытия в нашем доме покрылись плесенью, в некоторых местах они даже начали разрушаться. Еще немного, и здание рухнет. Поэтому мы решили, что нужно хотя бы как-нибудь залатать крышу», -- рассказывают жители Чехова.
Сначала они соорудили на техническом этаже дома сложную систему сбора воды, состоящую из ведер, баков, кастрюль и прочих емкостей. Но эффект был небольшой, при сильном ливне кастрюли и ведра сдержать потоки воды не могли.
В конце концов жильцы дома согласились с известным утверждением, что, спасением утопающих придется заниматься самим утопающим.
«16 августа, купив за свой счет рубероид, монтажную пену и гидромастику, начал ремонт кровли. Через 20 минут приехала полиция с вопросом, что я делал на крыше. Я ответил: «Полезли — покажу». Они сфотографировали, составили протокол, поговорили и разошлись. А через пару дней мне приходит письмо из администрации, что 15 августа ими был сделан частичный ремонт кровли по моим обращениям! Представляете?! Верх цинизма и лжи! А еще под эту дудочку за мнимый ремонт кто-то себе, возможно, еще и деньги положил в карман! Я же своими силами продолжил ремонтировать кровлю», -- рассказал один из жильцов дома.
Наверно, кто-то скажет, что чеховские чиновники – это исключение, персонажи анекдота. Но, к сожалению, такие приколы среди бюрократов случаются нередко и в других муниципалитетах Московской области. Вот недавно жительнице другого подмосковного города пришел ответ на ее жалобу по поводу плохой... уборки снега. Женщина жаловалась в январе, а чиновники отвечают в августе.
Этот образец эпистолярного жанра заслуживает того, чтобы его процитировать: «По указанной в вашем обращении информации нашими сотрудниками проведен осмотр. По его результатам нарушений не выявлено».
«Я бы поняла, если бы мне написали, что из-за большого количества обращений, очередь до моего письма дошла только летом, спустя 8 месяцев. Все мы люди, и все можно понять и простить. Но такой ответ принять я не в силах», -- возмущается автор обращения в соцсетях.
Не удивлюсь, если и под ним тоже вскоре появится комментарий кого-нибудь из чиновников, в котором он поблагодарит женщину за внимание к проблеме и пообещают проверить ее информацию…