Не будем совершенно понапрасну злобствовать и требовать от великих поп- и рок-музыкантов радикальной юношеской верности творческой идее. Время идет, музыканты стареют и обуржуазиваются, их некогда юные поклонники — тоже. Однако процесс старения и обогащения не может помешать Мастерам своего дела с большой буквы и через 30 с лишним лет после начала карьеры в рок-н-ролле записывать альбомы, являющиеся настоящими произведениями искусства. И новейшие творения ветеранов Рода Стюарта (CD “Human”) и Эрика Клэптона (“Reptile”) — излишняя иллюстрация именно такого положения дел.
Вспоминаю, какой стоял скрежет зубовный после знакомства ряда местных меломанов с новейшими на тот момент альбомами Рода Стюарта второй половины 80-х! Как же, старина Род, чья серьезная рок-карьера некогда начиналась в блюзовом составе Jeff Beck Group, — больше не рокер, а просто высококлассный эстрадный певец! Интересно, что-то скажут вышеозначенные персонажи после знакомства с “Human”? Ведь все, что связывает эту работу с миром рок-н-ролла, — сверхэмоциональное соло бывшего гитариста Guns N’Roses Слэша в титульной композиции. В целом же этот CD — явно лучшая работа последних лет для прямолинейных ценителей роскошной эстрады. Неправдоподобно богато аранжированным номерам не мешает даже наличие в них изрядного количества трип-хоповых элементов, которые вовсе не режут слух ввиду крайней монументальности звукового полотна и запредельного профессионализма знатных гостей, среди которых и культовый британский гитарист Крис Спеддинг, и бывший лидер Dire Straits Марк Нопфлер. А дабы не спугнуть слушателя, Род являет и свою более традиционную сторону — надрывный эстрадный ритм-энд-блюз “Run Back Into Your Arms” и бойкие поп-номера “To Be With You” и “I Can’t Deny It”. Можно смело предсказать, что легионы отечественных фэнов Рода теперь пополнят свои ряды немалым числом поклонников (и в особенности — поклонниц) Брайана Ферри.
А Эрик Клэптон, естественно, куда менее прямолинеен. Пусть хитрый гитарист старой закваски называет свой альбом “Reptile” и объясняет, что “в тех краях, где я вырос, слово “рептилия” — вовсе не ругательство, а знак похвалы и уважения”... Однако “Reptile” — это именно то, чего ждут поклонники Эрика от всех его студийных альбомов на протяжении последних 29 лет: комфортабельный блюз-рок, ориентированный вовсе не на глубокого знатока стиля, но на богатого рядового слушателя. Естественно, что вся работа выполнена по высшему классу — мастерство Эрика и так не нуждается в доказательствах, а на запись была собрана потрясающая вокально-инструментальная команда, в рядах которой гитаристы Энди Фэйруэзер-Лоу и Дойл Брэмэлл II, некогда сотрудничавший с The Beatles пианист Билли Престон, бывший лидер джаз-роковой группы The Crusaders клавишник Джо Сэмпл, вокальный квартет the Impressions и прочие инструменталисты такого же класса. Жесткая сторона творчества Эрика представлена ныне только одним взрывным номером “Superman Inside”, написанной певцом и гитаристом вместе с молодым дарованием Дойлом Брэмэллом II. В остальном же — поп-рок с заметным налетом старообразного ритм-энд-блюза, полуакустический гитарный свинг и, естественно, смачно сыгранные эстрадные блюзы — в том числе потрясающие кавер-версии номеров “Got You On My Mind” “Биг” Джо Томаса, “Come Back Baby” Рэя Чарльза и “Don’t Let Me Be Lonely Tonight” Джеймса Тэйлора. Словом, материал обычен — необычен только высочайший класс его исполнения... И совершенно не хочется пенять Эрику на тот факт, что эпоха исполнения им кристально чистого блюза в рядах The Yardbirds и Bluesbreakers давно позади!
Сколько проливалось слез по поводу того, что тот или иной блюзмен в очередной раз забыл о собственных корнях и заиграл, понимаете ли, музыку толстых! Можно подумать, что толстые (во всех смыслах) — не люди и музыка-то качественная им не нужна! А блюз... что ж, иногда он приходит и уходит. Но даже если блюз и уйдет, останется качественная музыка мирового класса — на что и намекают нам последние работы Рода и Эрика.