Надо брать!

Двери в будущее: фигуристы России уже вошли

  Теперь-то уж всем абсолютно ясно, зачем Алексей Ягудин поехал в Нагано на чемпионат мира. Как оказалось, у замечательного спортсмена, к великому счастью болельщиков, до сих пор не потеряна мотивация выступлений — даже сейчас, после того как блестяще выиграна Олимпиада и можно было бы, ни в чем себе не отказывая, купаться в лучах славы. Но Алексей, душа которого всегда жаждет борьбы, похоже, не хочет успокаиваться. В Нагано он выиграл титул чемпиона мира и одержал четвертую победу в сезоне. Больше выиграть за год ни один фигурист не в состоянии.
     В Нагано Ягудин был единственным олимпийским чемпионом. Состав участников вообще очень точно указывал на то, что едут в Японию те фигуристы, которые хотят добрать после Олимпиады недоданное или вовсе несправедливо отобранное. Что, казалось бы, там делать Алексею? Его победа на Олимпиаде была столь убедительна, что позавидовал ей, наверное, не один чемпион. Но кто сказал, что жизнь заканчивается, когда заканчиваются Игры?
     — Ну вот и все — все закончилось. Я оказался в ситуации, в которой рано или поздно оказывается человек, который долгое время находился на вершине, — не пугайтесь, эти слова Алексей Ягудин сказал год назад, после чемпионата мира в Ванкувере, который он проиграл Евгению Плющенко. — Я знал до выступления, что не смогу выиграть. Но я не мог разочаровать публику, которая была очень добра ко мне. Для меня это был безумно сложный сезон, и я должен буду просто вкалывать, чтобы в новый сезон выйти уже с другим настроем. Я хочу кататься до Олимпиады-2006 и должен изменить многое и в своей работе, и в себе, чтобы дожить в фигурном катании до этого времени.
  
   Прошел ровно год — Ягудин не только перелопатил себя самого, он показал, что возможности его безграничны. Так выиграть Олимпиаду — и через месяц, когда уже даже ненасытный болельщик-то устал, так выиграть мировое первенство! Он победил в четвертый раз, и теперь абсолютно ясно: мы можем не волноваться, что Леша уйдет в профессионалы. Потому что он обязательно захочет выиграть мировую корону в пятый раз. И — переплюнуть и Курта Браунинга, и Скотта Хамильтона, тоже четырехкратных... Что же касается России, то Ягудин у нас такой — единственный.
     Бронзовые призеры Олимпиады, китайцы Сю Чен — Хонбо Чжао, приехали в Нагано как раз добрать в отсутствие олимпийских чемпионов — русских и канадских — золотую медаль, к которой они тянулись все последние годы. Парадокс — но они получили ее тогда, когда меньше всего заслуживали. Китайская техника катания, сложность их программ, чистота и высота исполнения — все это последние годы вызывало восхищение специалистов.
     “Китайцы открыли дверь в будущее фигурного катания” — эта фраза стала расхожей и абсолютно привычной. Как и то, что, поражая сложностью, спортсмены продолжали крохотными шажочками преодолевать полное отсутствие артистичности. Первые ростки выразительного катания наконец появились, но исчезла безошибочность катания. На Олимпиаде они рисковали и пошли даже на исполнение уникального элемента в программе — выброс в четыре оборота. На чемпионате мира про четыре оборота даже и не вспомнили: нужен был просто чистый прокат. Но Сю Чен умудрилась упасть на первом же прыжке. Потом еще ошибка в прыжке и — до кучи — несинхронное вращение, что просто нонсенс для спортсменов, про которых всегда говорили: это роботы. Роботы устали. Медаль была близка как никогда, и руки их задрожали. Так, дрожащими руками, они практически и дарили “золото” нашей паре — Татьяне Тотьмяниной и Максиму Маринину. А те — “отказались”, и нашлепали своих ошибок. Потому что еще не готовы на роль мировых лидеров. Потому что только следующее четырехлетие будет за ними.
     Вообще, борьба в парном катании напомнила борьбу танцоров на Олимпийских играх. Помните, как падали пары — одна за другой? Очень смешно тогда сказал Илья Авербух: это было как расшаркивание и перекидывание медали от одного к другому. “Возьмите, пожалуйста!” — “Нет, только после вас!”
     И еще выступление пар показало, что кроме Тани и Максима сегодня у нас в этом виде нет спортсменов мирового уровня. Еще более печально то, что почти совсем нет тренеров. Уходит из практической работы и Тамара Москвина. Это должно было рано или поздно произойти. Но всегда почему-то кажется, что еще не время, еще нельзя...
     — Вы видели: я же не развивала дело дальше, не брала кого-то еще из спортсменов, — Тамара Николаевна подготавливала общественность к своему уходу. — Для всего есть свои пределы. После того как я отпраздную свой юбилей, народ поймет, что мне не столько лет, на сколько я выгляжу. Надо же совесть иметь!
     Тамара Николаевна столько дверей открыла в будущее, что на одном ее багаже пары могут ехать и ехать долгие годы. Правда, если будут использовать потрясающую работоспособность и очень грамотную настырность тренера.
     Ну и, наконец, то, что стало известно в момент подписания номера, — Ирина Лобачева и Илья Авербух стали чемпионами мира! Да, ребята ехали за медалью целенаправленно. И не потому, что отказались от участия их основные соперники — французы и итальянцы. Уверена на сто процентов — французы отказались, потому что знали: еще раз им не выиграть! Слишком широко вперед шагнули Ира и Илья на Олимпиаде. Столь широко, что к этому не был готов никто. Они даже не успели “подготовить” судей. Обычно судьи выносят приговор на протяжении сезона. А Ира с Ильей весь сезон почти пропустили — чтобы в Солт-Лейк-Сити вместо “запланированной” “бронзы” выиграть “серебро”. Вернее, почти что выиграть “золото”.
     В Нагано судьи уже ко всему были готовы. А ребята жалели только об одном — что нет рядом основных соперников. Но, уверена, ни один болельщик не усомнится в чистой победе Иры и Ильи. Может, она заставит их остаться еще на некоторое время в любительском спорте? Очень хочется...
     Как хочется, чтобы двери, которые наоткрывали для России те, кто представлял страну последние годы на мировом льду, не оказались внезапно захлопнуты. Смена состава — процесс болезненный. Но старики должны уходить потому, что их поджимают молодые. Наши “старики” абсолютно во всех видах не могут пока пожаловаться на прыть молодых. (Вот не поехал Плющенко на чемпионат, и сразу возникли проблемы с третьим номером у мужчин. Не поехала бы одна из одиночниц — та же проблема. Про танцы и пары вообще говорить нечего.) Может, молодые просто робко затаились? Это, конечно, в японских традициях уважения к старшим. Но следующий чемпионат мира уже пройдет в Америке. И там двери на пьедестал надо будет снова, как показывает практика, выбивать ногами. И силой брать такое строптивое порой “золото”. А брать его, как показал Алексей Ягудин, надо всегда, когда есть возможность.
    
     P.S. Две шестерки получила в Нагано за короткую программу Ирина Слуцкая! К сожалению, борьба в Японии еще не закончена, и мы не можем поздравить Иру с золотой медалью. Но, как уже комментируют журналисты, если бы Ира так откаталась в Солт-Лейк-Сити — даже десяток американок не оказал бы никакого давления на судей. И Мишель Кван, и Саша Коэн в своих программах допустили ошибки. А значит, самое главное для Ирины — так же блестяще откатать произвольную программу: в одни ворота, золотые.
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру