Мэтр квадратных метров

Главный регистратор жилья в Москве сам боится слова “регистрация”

  Сказать, что прямая линия главного столичного регистратора Виктора Николаевича УРСОВА вызвала большой интерес москвичей, — значит промолчать. Тема разговора о перерегистрации прав собственности, возникших до 1998 года, а также деятельность самого Комитета по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Москомрегистрации) настолько взбудоражила наших читателей, что они готовы были приехать в редакцию, только чтобы “посидеть в уголке и просто послушать”. Многие даже просили транслировать разговор по радио. Оно и понятно: ни один человек, совершающий сделку с недвижимостью, не может пройти мимо возглавляемого г-ном Урсовым комитета — одного из самых закрытых, находящихся в двойном подчинении: правительству Москвы и Минюсту. Те, кто пока незнаком с работой Москомрегистрации (МКР), в основном задавали вопросы “как быть”. Те же, кто с ней хорошо знаком, — “взывали к ответу”. Словом, разговор получился очень насыщенный и деловой.

О перерегистрации приватизированного жилья

     — Я инвалид Великой Отечественной войны. Как мне быть, если в 1997 году я заключил договор ренты на свою однокомнатную квартиру? Чего ждать от перерегистрации?
     — Успокойтесь, пожалуйста, никакой перерегистрации нет. Если документы были оформлены в соответствии с тем порядком, который действовал на момент заключения вами договора, — они действительны.
    
     — Когда я задавала вопрос о перерегистрации в Комитете по регистрации СВАО, меня спросили: у вас что, какая-то сделка с квартирой? Я ответила: нет. Тогда живите спокойно, сказали мне.
     — И совершенно справедливо сказали. Права собственности признаются юридически действительными. Но их действительно надо вносить в реестр. Это делается либо по желанию, либо при совершении сделки.
    
     — Какой путь надо пройти, если я хочу перерегистрировать свои права? Меня уже отправили в БТИ, там предложили прийти на оформление всем собственникам, а если кто не придет, сказали взять от него доверенность. И все это — чтобы оформить только поэтажный план. А потом еще...
     — Вот вам мой добрый совет: если вы с квартирой ничего не делаете, то и не делайте ничего.
     — Но все-таки для чего-то надо же вносить права собственников в реестр?
     — Этот вопрос не сейчас встал. Сейчас он просто обострился, и мы стали требовать обязательной регистрации при совершении сделок. Вообще это надо было делать еще в 1998 году. Таково положение Закона о регистрации. Но раньше регистрацию ранее возникших прав проводили не всегда. Теперь мы этого не допускаем.
     — А если когда-нибудь встанет вопрос с наследниками, они будут заниматься этим сами?
     — Мы решим эти проблемы в тот момент, когда вы будете продавать квартиру, дарить или оформлять по наследству. Надо будет прийти к нам (на Зеленый проезд, дом 20, или в одну из приемных комитета), мы все расскажем.
     Чтобы развеять все недопонимания на тему перерегистрации прав собственности, Виктор Николаевич собственноручно написал для “МК” небольшую заметку. Вот она.

Что нужно знать каждому владельцу квартиры о “перерегистрации” прав

     Главное — нет никакой перерегистрации, нет, не было и не могло быть. Что тогда есть? Есть Закон о государственной регистрации прав, вступивший в силу 31 января 1998 года. И Закон говорит, что ВСЕ РАНЕЕ ВОЗНИКШИЕ ПРАВА НА КВАРТИРЫ ПРИЗНАЮТСЯ ЮРИДИЧЕСКИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ.
     Что же делать? Ничего! Если вы с квартирой ничего не хотите делать, то ничего делать и не нужно. Ваши права признаются законом.
     Но дыма без огня не бывает. Да, есть положение закона о том, что права, возникшие до 31 января 1998 года, необходимо зарегистрировать в Едином государственном реестре прав (в Москве — в Москомрегистрации). Но для этого не надо бежать в Москомрегистрацию. Это требование закона будет выполняться при подаче документов на регистрацию любой сделки с вашей квартирой.
     Как это делается? Фактически для регистрации сделки вы и так собираете весь необходимый пакет документов, включая правоустанавливающие документы продавца и документы БТИ. И запись о ранее возникшем праве в Едином государственном реестре прав будет проведена при регистрации сделки без увеличения сроков. Поэтому практически для регистрации ранее возникшего права нужны заявление и оплата.
     Сколько нужно платить? 25 рублей — если ваше право на квартиру возникло в результате приватизации и не выше 300 рублей — если право возникло по любому другому основанию (купля-продажа, дарение, мена и др.). Указанная плата за регистрацию установлена уже давно постановлением правительства Москвы.
     И под конец позвольте высказать личное соображение. Может быть, вы его примете как совет. На рынке нет ни друзей, ни врагов — есть интересы. И эти интересы нужно учиться защищать. Государство для этого создает законы. Не поддавайтесь слухам и панике. Опирайтесь на закон и элементарный здравый смысл.

О тонкостях приватизации, наследования и купли-продажи

     — В 93-м году я купил квартиру. В то время свидетельств о собственности не выдавали, и свидетельства о регистрации тоже. У меня — только один договор. Если я захочу эту квартиру продать, что мне для этого надо?
     — Составить договор купли-продажи с покупателем. Подписать и принести на регистрацию нам. Подадите заявление с просьбой регистрации ранее возникшего права и представите договор 1993 г., по которому вы приобрели квартиру. Мы одновременно зарегистрируем и право, и сделку.
     — А то, что у меня сейчас нет свидетельства о регистрации, не помешает?
     — Нет.
     — Как долго длится перерегистрация?
     — Столько же, сколько и регистрация сделки, — до одного месяца.
    
     — Почему граждане, заплатив за регистрацию прав собственности до 1 января 2000 года, обязаны вновь платить за уже оплаченную услугу? Не боитесь ли вы судебных исков, ведь согласно Гражданскому кодексу плата за одну и ту же услугу не может взиматься дважды?
     — Никаких услуг учреждение юстиции по регистрации прав не оказывало, не оказывает и не стремиться оказывать. Поэтому данное положение ГК к Москомрегистрации просто неприменимо. Речь идет о регистрации, которая в соответствии с законом осуществляется за плату.
     — Но человек же уже один раз платил, когда вступал в права собственности...
     — Ох уж эта двузначность слова “регистрация”... Действительно, в соответствии с федеральным законом права надо регистрировать только один раз. Ранее проводились некие действия, которые тоже назывались регистрацией. Эта регистрация тоже признается действительной, но она не есть регистрация в Едином государственном реестре прав (ЕГРП). И производилась она до 31 января 1998 года простыми субъектами. Сейчас же речь идет о государственной регистрации. Платить учреждению юстиции и регистрировать свои права в ЕГРП человек будет только один раз.
     Вот вы сейчас получаете новый паспорт. Вы же не спрашиваете, почему вы должны платить за него во второй раз. А когда человек платит за государственную регистрацию, он почему-то считает это удивительным...
    
     — Разъясните такую ситуацию: гражданин (женщина) находится за пределами России, имеет несовершеннолетнего ребенка и хочет в Москве приобрести жилье. По закону в таких случаях ее и несовершеннолетнего ребенка должно представлять по доверенности третье лицо. Но в Комитете доверенному отказали зарегистрировать сделку, объяснив это тем, что мать должна представлять интересы ребенка лично. Имеет ли право комитет так трактовать Гражданский кодекс, который разрешает совершать сделки по доверенности?
     — Трактовать законодательство может только суд. Давайте поступим так: сдайте документы и сообщите мне, я постараюсь за ними проследить. На слух же комментировать такую ситуацию я бы не взялся.
     — Но документы не принимают!
     — Тогда получите отказ (его всегда дают письменно) и напишите мне письмо. Я его рассмотрю. Адрес: ул. Большая Тульская, дом 15.
    
     — Нужно ли перерегистрировать права на фирму?
     — Это разные вещи. Я отвечаю за регистрацию прав на недвижимое имущество — это не только жилье, но и нежилые помещения, земля, гаражи. Вы говорите о юридических лицах. Вообще, последнее время слово “регистрация” стало настолько многозначным, что я сам пугаюсь, слыша его по радио или телевизору...

О чистоте сделок с недвижимостью

     — Вас беспокоит пенсионерка. Меня волнует такой вопрос: раньше при оформлении покупки вторичного жилья свидетельство о собственности продавца оставалось у нотариуса, а покупатель получал новое свидетельство в Москомрегистрации. Теперь же свидетельство продавца перерегистрируется и оригинал вновь ему возвращается. Будет ли Москомрегистрация как-то отмечать, что право собственности на эту квартиру уже принадлежит другому человеку — покупателю?
     — Безусловно. Мы все оригиналы возвращаем владельцам, а отметки об их собственности делаем в ЕГРП. Так что, если свидетельство осталось у прежнего владельца, это не доказывает, что он является собственником. Самое главное — это запись у нас в ЕГРП. Именно на эти записи все должны опираться, в том числе и потенциальные покупатели жилья. Не нужно смотреть на документы, которые показывает человек, — надо прийти в комитет по регистрации и спросить: кто собственник квартиры? Вам ответят.
     Есть два вида вопросов, которые люди могут задать комитету. Первый: чей объект? Второй: что принадлежит этому субъекту (читай — человеку)? На первый ответят любому. На второй — только собственнику и ограниченному кругу лиц.
    
     — Аферисты могут воспользоваться старым свидетельством еще раз. Например, собирать задатки под якобы принадлежащую им квартиру. Не могли бы вы оставлять оригиналы в комитете, как это предусмотрено инструкцией?
     — В соответствии с законом мы должны оригиналы возвращать. К тому же вы прекрасно понимаете: если человек собирается совершить аферу, он легко изготовит такое свидетельство. Он любое свидетельство изготовит. И ловкачи могут попытаться кого-то ввести в заблуждение старым свидетельством. Но при попытке зарегистрировать такую сделку у нас они столкнутся с отказом. У нас такое строго отслеживается.
     — Сошлитесь, пожалуйста, на пункт инструкции или закона, обязывающий комитет возвращать подлинник документа людям. Такого ведь нигде нет!
     — Приму к сведению вашу информацию.
    
     — Я покупательница. В риэлторской фирме мне предложили сэкономить деньги: сделать не нотариальный договор, а в простой письменной форме. Говорят, это допускается?
     — Это допускается не только в Москве, но и по всей России
     — А если потом окажется, что продавец был недееспособным? Ответит ли комитет в этом случае за безопасность (чистоту) сделки?
     — В соответствии с законом комитет отвечает за точность и своевременность внесения записей в реестр. Все, что положено по закону, он делает. Но если вы хотите дополнительных гарантий, тут вам помогут риэлторы, нотариусы, или вы можете застраховать сделку.
    
     — По Закону “О нотариате” я могу взыскать деньги с нотариуса. Интересно, смогу ли я взыскать деньги с комитета, если после покупки квартиры объявится кто-то из ее собственников и я ее потеряю?
     — Вы можете предъявить иск к комитету, в том числе и имущественный. Но это не лучший путь. Если вы хотите гарантий, лучше страховаться максимально по всем пунктам.
    
     — Регистрируя сделки, вы пишете: “дееспособность проверена”, “личность установлена”. Каким образом девочка, сидящая на приеме, может установить личность? Она ведь даже не регистратор...
     — Вы, конечно, понимаете, мы не медицинское учреждение. Мы просто смотрим на человека. Могу только повторить: если вы доверяете нотариальной форме, действуйте через нотариусов.

О самой Москомрегистрации

     — Я — риэлтор. Почему ваш комитет нарушает установленные законом сроки при выдаче выписок из реестра? На нежилые объекты в законе сказано: срок пять дней. А оформляют в течение 15 дней. Регистрацию производят больше месяца. И документы выдаются с задержками. Из чего можно сделать вывод, что комитет не справляется с потоком документов...
     — Нас часто упрекают: “Прочему вы не зарегистрировали мое право?!” Начинаем разбираться. И оказывается, что документ лежит на выдаче, а за ним никто не обращается. Мне кажется, люди часто путают момент государственной регистрации и момент выдачи документов. Эти моменты по времени действительно не совпадают: государственная регистрация происходит раньше выдачи документов. А если вмешиваются праздники (1 Мая, Новый год), временной разрыв может быть существенно больше. У нас есть целая система отслеживания сроков. Случаи отклонения от сроков — единичные. Мы с ними боремся. Так, подразделения, допустившие такие нарушения в минувшем квартале, были лишены премии. И такая политика будет продолжаться. Мы доведем ее до конца.
    
     — Комитет может сократить сроки регистрации?
     — Проблема в другом: нам надо максимально, с помощью технологических приемов, сократить объем технической работы. По этому пути мы пойдем и дальше. Сейчас Комитет работает над новыми интернет-технологиями, чтобы выйти на виртуальное пространство и создать электронную приемную, работающую по технологиям XXI века. Это дело неспешное и затратное.
    
     — Виктор Николаевич, вас беспокоит нотариус. Сегодня москвичи не могут подарить квартиру или оформить наследство, поскольку комитет прекратил выдачу выписок из реестра зарегистрированных прав, возникших до 1998 года, а процедуру выдачи дубликатов договоров передачи на приватизированные квартиры, оформленные департаментом муниципального жилья, не наладил. К сожалению, в нотариальную палату разъяснение по этому вопросу не поступало, поэтому я вынуждена обратиться к вам через “МК”. Каким образом наследник может оформить свои права, если правоустанавливающие документы потеряны?
     — Мы направим разъяснения в Главное управление юстиции с просьбой довести его до нотариальных палат. Комитет не прекращал и не мог прекратить выдачу выписок из единого реестра прав. Но комитет не может выдавать информацию о том, что не он регистрировал. Выдавать дубликаты должен департамент муниципального жилья (ДМЖ). Доступ к архивам мы ему обеспечили. Нужно запросить у него копии документов.
     — Но ДМЖ никаких документов не выдает.
     — А это уже вопрос не ко мне. Наш комитет не имеет права выдавать копии документов и какие-либо удостоверенные дубликаты.
     — Но выдавал же! Еще два месяца назад комитет давал выписку из реестра...
     — Это была не выписка из реестра, а информация, которую мы и сейчас готовы предоставлять. Но заверять ее должен ДМЖ.
    
     — Каждый день в МКР выстраиваются большие очереди. Люди занимают очередь с ночи. В чем причины такого неуважения к людям и какие меры вы принимаете, чтобы их устранить?
     — Если бы я сказал, что очередей нет, погрешил бы против истины. Но мне очень трудно бороться с привычкой людей приходить заранее. Ситуация парадоксальная: с утра — толпа, в середине дня — никого нет. А теперь дайте мне добрый совет: сколько я должен держать сотрудников, чтобы принять эту толпу по утрам, и что мне с ними делать потом, когда толпа исчезнет?..
    
     — В справочную МКР по телефону 957-68-16 дозвониться невозможно...
     — У нас другой телефон: 957-6-957 — многоканальный. Мы специально подобрали номер, чтобы он был легким. Все вопросы доходят до меня. Правда, люди хотят получить не только справку, но и консультацию. А это затруднительно. Чтобы получить консультацию, надо самим прийти в комитет.
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру