3500 очков в пользу цивилизации

5 лет назад в Москве появились первые мобильные туалеты

  Как известно, добровольно в туалет не зайдешь — только по нужде. Но подчас эта нужда бывает настолько острой, что все мысли — только о ней... Несмотря на то что уличные туалеты не относятся к разряду дефицита, их в Москве по-прежнему мало. Но проблема решается. А сегодня у работников столичных выгребных ям (золотарей) есть повод отложить насос и выпить. Пять лет назад в столице появилось благо цивилизации, без которого сейчас сложно представить нашу жизнь, — передвижные туалетные кабины (ПТК). Или просто мобильные сортиры.
      В середине 90-х заморскую диковинку можно было встретить лишь во время массовых мероприятий. Повсеместному появлению мобильных отхожих мест москвичи обязаны МКАД. В период ее строительства удалось оценить все прелести переносных сортиров. Дело в том, что с канализацией на МКАД было туго, а кафе и бензоколонок предполагалось множество. Кроме того, как раз в то время власти запретили выгребные ямы в черте города. Вот и пригодились передвижные пластиковые сортиры. Потом ПТК стали появляться по всей Москве. Поначалу они вызывали у горожан живейший интерес. Случались и казусы: как-то зимой один господин во время справления нужды поскользнулся, упал и намертво примерз к “очку” ягодицами. Кассирша, заподозрившая неладное, освободила мужчину из уз прогресса...
     Впоследствии мобильные сортиры полюбились не только москвичам, но и стали предметом зависти приезжих. Рассказывают, что во время авиасалона в Жуковском узбекские летчики угнали синюю кабинку вместе с фекалиями. Кстати, пустой биотуалет весит 70 кг, а полный — уже 400. Успешно ли долетела московская кабинка до Узбекистана — неизвестно. По другой версии, уперли ее наши милиционеры...
     Сегодня в столице — 3,5 тысячи синих кабинок. Примерно по одной на 3 тысячи прохожих (санитарные нормы предписывают 1 “очко” на 500 человек). В Берлине таких кабинок в два раза больше, а народу — в три раза меньше. Но если до Берлина нам далеко, то до Нью-Йорка — еще дальше. Первые в космосе и балете, мы отстаем от американцев по мобильным сортирам примерно на полвека. Именно в Штатах и изобрели в 1943 году первый биотуалет. Но произошло это во многом... благодаря СССР, куда в те годы американцы отправляли гуманитарную помощь. На вокзалах и в портах началось столпотворение, и нужно было как-то решить проблему с туалетами. Вот американцы и решили. И за прошедшие годы добились поразительных успехов в этой области.
     Большинство московских кабинок — американские. В свое время у нас пробовались польские, французские, немецкие и отечественные, но все они не идут ни в какое сравнение с достижениями технической мысли янки. Но в последнее время и наши ученые не отстают: они даже изобрели биотуалет, способный функционировать в суровых условиях Антарктиды. Техника на грани фантастики: откачивает фекалии даже при минус 70! Но, как ни странно, пока она никому не пригодилась. Экспедицию российских туристов-экстремалов не пустили на Южный полюс: “зеленые” подняли хай, раструбив на весь мир про то, что русские справляют естественные нужды прямо на снегу. А ведь отходы жизнедеятельности в условиях вечной мерзлоты каменеют тоже навечно! Так что супертехнология ждет своего часа.
     Кстати, о супертехнологиях. Предела совершенству нет, и люди, занятые в туалетном бизнесе, хоть сейчас готовы установить в Москве новейшие разработки, самые скромные из которых — умывальник с горячей и холодной водой и душ. В японских биотуалетах, к примеру, “клиентам” автоматически делают анализ мочи или кала, результаты которого тут же по Интернету отправляют на медицинскую карточку по месту учета! О туалетной бумаге в цивилизованных странах даже не вспоминают: услуга автоматической “чистки” в биотуалетах предусмотрена само собой. А чтобы не стелить под попу газетку, на стульчак автоматически протягивается дезинфицирующая целлофановая лента.
     — Все это можно сделать и у нас, — удивил корреспондента “МК” Виталий Челноков из российской Гильдии предпринимателей коммунального хозяйства. Но тут же заставил спуститься с небес на землю: вряд ли передовые технологии продержатся в Москве дольше одного дня. Москвичи не могут привыкнуть к цивилизации до сих пор. Все, что появляется в сортирах для более комфортного справления нужд, пропадает быстрее, чем об этом узнает общественность...
     Воруют все. Мыло “живет” в синей кабинке не дольше трех минут (фактически — до первого посетителя). То же самое — с туалетной бумагой, которую иногда выкидывают или обматывают вокруг кабин. Умывальники выдирают с корнем, вентиляционные трубы выламывают, на крыши туалетов прыгают подростки”, кабинки поджигают изнутри... Но самый распространенный вид вандализма — вырезание дырочек в пластмассовых стенах кабинок. Чтобы подсматривать. Ежемесячно извращенцы кромсают в Москве около 50 кабинок. Удивительно, что подобным хулиганством занимаются чаще всего не дети, а взрослые дяди. Правда, поймали пока только одного: 45-летний примерный семьянин, отец двоих детей, искромсал почти все синие кабинки в районе Воробьевых гор. Дяденька потом плакал на суде и просил ничего не рассказывать жене.
     Ну и как в таких условиях приучать людей к цивилизации? Нет, модерновые туалетные технологии у нас внедрить пытались, и не раз. Коммерсанты, пять лет занимающиеся установкой биотуалетов в Москве, рассказали корреспонденту “МК” страшную историю о том, как уничтожили установленный на Манежной площади утепленный туалет с освещением. Внутреннее состояние клозета поражало. Во время сидения клиент мог заказать автоматическую чистку обуви, померить давление, включить музыкальное сопровождение “антипук” (например, шум прибоя — чтобы сосед не слышал, как журчит). В прошлом году чудо-туалет по кусочкам разобрали выпускники московских школ во время празднования последнего звонка. Даже дверь с петель сняли. Рекордный случай: туалет с “антипуком” продержался на Театральной площади 4 месяца...
     Теперь туалетные коммерсанты стараются делать что попроще. И максимум удобств, на которые могут рассчитывать москвичи и гости столицы, — это возможность помыть руки, которая есть далеко не везде. За что следует сказать “спасибо” самим себе.
     Но самое обидное, что мобильные туалеты не всегда используют по назначению. Дешевые проститутки зовут их кабинками “быстрого обслуживания”, наркоманы прячутся там со шприцами, а мужчины нетрадиционной ориентации “общаются” в смежных кабинках, вырезав дыру размером с попу в общей стене. Так что уважительнее всего золотари относятся к бомжам, находящим в синих кабинках приют. Бомж — лучше любого сторожа. Это верная примета того, что с туалетом все будет в порядке.
     Гиляровский писал о том, как раньше золотари ездили по улицам с огромным ведром и очищали выгребные ямы. Даже калачи с “ручкой” изобрели специально для них — чтобы можно было кушать их грязными руками.
     Пять лет назад профессия золотаря возродилась вместе с появлением биотуалетов. Современные золотари считают свой труд почетным, престижным и очень обижаются, что у них до сих пор нет профессионального праздника. Чем они хуже космонавтов, учителей и подводников?..
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру