От войны не спасет и “Воскресение”

“Кукушка” — самый народный фильм ММКФ

  Критики делали ставку на “Чеховские мотивы” Муратовой, зрители были уверены в победе “Кукушки” Рогожкина, а жюри — вроде совершенно неожиданно — отдало главный приз “Воскресению” братьев Тавиани.
     Чем хороша “Кукушка”? Сложная тема войны (шире — политики) преломляется через любовный треугольник и обретает несколько комический оттенок. Комизм, кстати, большей частью опирается на языковой барьер, ничего специфически киношного тут нет. В “Воскресении” тоже политика мешается с любовью, но выбран другой вектор, потому что в “Кукушке” герои движутся от политики к сексу, а в “Воскресении”, наоборот, от секса к политике.
     Несмотря на то что фестиваль показательно развернулся лицом к широкому зрителю, решение жюри не должно удивлять. “Кукушка” внешне эффектна, но ее идея “занимайтесь любовью, а не войной” порядком устарела. А “Воскресение” обнаруживает то, что, занимаясь любовью, ты уже ввязываешься в войну — с обществом, с партнером, с собой, даже с одноименным романом Толстого, по которому поставлен фильм. В то же время полемику с Толстым Тавиани ведут уважительно, в отличие от того, как, скажем, отнеслась к классическому материалу Муратова в своей картине “Чеховские мотивы”.
     ...Что ж, фестиваль закрылся, но фильмы остались. И не только в памяти: на ММКФ в основном лидировали фильмы, купленные для России. Итак, что нам скоро покажут?

Самый красивый

     “Однажды лунной ночью” (Австралия, 2001, реж. Рейчел Перкинс) — программа “Большие надежды”
     Короткий фильм так и хочется обозвать “Поющими в темноте”. Подлинная история о сбежавшей ночью девочке превращена в мюзикл. Поет даже мать беглянки. Но при этом — никаких натяжек. Наоборот, режиссер осторожно следит за тем, как в лунном сиянии реальный случай становится легендой.

Самый модный

     “Человек без прошлого” (Финляндия, 2001, реж. Аки Каурисмяки) — спецпоказ
     Модный не только потому, что все прочили ему “Золотую пальмовую ветвь”. Каурисмяки угодил в самую точку — именно такой холодноватый стиль на грани иронии и горечи сейчас в моде. Удивительно, как быстро среагировал на него Рогожкин.

Самый продвинутый/

    “Отель” (Великобритания—Италия, 2001, реж. Майк Фиггис) — программа “81/2 фильмов”
     В отеле несколько сумасшедших компаний, а камера спешит поспеть за всеми. Поэтому экран дробится на части, каждая из которых живет своей жизнью. Но судьбы постояльцев при этом переплетаются.
     Про отели в 90-е снимали Линч (“Номер в отеле”), Тарантино и компания (“Четыре комнаты”), братья Коэн (“Бартон Финк”). До “Амели” Жене тоже заглянул в каннибальское подземелье частного пансиона (“Деликатесы”). Неудивительно, что Майк Фиггис смешал их достижения на новом витке цифровых технологий. Из номеров так удобно вытаскивать героев — совсем как реактивы из пробирок. Смотрится так, словно “Королевство” фон Триера взялся переснять Гринуэй.

Самый душевный

     “Поговори с ней” (Испания, 2002, реж. Педро Альмодовар) — программа “АиФОРИЯ”
     Коматозное состояние не мешает балерине забеременеть и родить. Более того, роды возвращают ее к жизни.
     Нового фильма Альмодовара ждали самые престижные фестивали мира. Но режиссер просто выпустил его в прокат без лишнего шума. И оказался прав: публике Альмодовар интересен сам по себе. Никакие золотые статуэтки ничего тут не добавят и не убавят. Зато эмоционально реагировать на фильм без наград гораздо легче. В России прокатчики поступили так же: на второй же день фестиваля фильм Альмодовара откололся и ушел в прокат.

Самый отвязный

“Просветление” (Франция, 2001, реж. Жан-Марк Барр, Паскаль Арнольд) — спецпоказ
     Как сказал бы Глеб Жеглов: “Просветление — поповское слово”. Кто бы мог подумать, что за таким названием кроется самый бесшабашный фильм фестиваля. Его герой нанимает переводчика для деловых переговоров, не подозревая, что тот — сбежавший от врачей псих. Новый знакомый быстро разваливает весь бизнес и увозит босса в Индию. А там все меняется местами: сумасшедшие закидоны воспринимаются местными с почтением, а на бывшего начальника смотрят как на ученика. Актеры просто упиваются возможностью подурачиться в кадре. Достойное завершение трилогии освобождения, затеянной Жан-Марком Барром, любимым актером Ларса фон Триера и Люка Бессона.
     А что касается конкурса, то мы присоединяемся к гласу народа: зрители кинотеатра “Пушкинский”, где шли все конкурсные фильмы, после каждого просмотра выставляли фильмам оценки от 1 до 5. Самая высокая у “Кукушки” — 4,8 балла.
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру