Лесной финн
“Кукушка” накуковала “золото”
Краткая справка: Вилле Хаапсало, актер. Родился и живет в Финляндии. Выпускник Санкт-Петербургского театрального института. Работа в кино: “Особенности национальной охоты”, “Особенности национальной рыбалки”, “Операция “С Новым годом”, “Кукушка” и другие. Занят в театральных постановках.
— Как получилось, что вы так и не посмотрели картину?
— Я не видел ни одной картины со своим участием. Не смотрю их специально. Боюсь, что, если увижу фильм, начну контролировать себя со стороны. А этим обязан заниматься режиссер. Именно он должен говорить мне, что я неправильно делаю: двигаюсь, говорю или смотрю. Я присутствовал на монтаже “Кукушки” и видел некоторые куски. Смотрел на игру других актеров, но, когда на экране появлялся я, закрывал глаза, хотя мне было жутко интересно. Быть может, когда я выйду на пенсию, буду смотреть все подряд.
— Вилле, а вам не страшно было играть умирающего?
— Самым впечатляющим моментом была сцена, когда меня приковали к стене. Надо мной кружили самолеты, и мне на минуту показалась, что наступила настоящая война. Потом ночью я плакал, потому что мой дедушка погиб в русско-финской войне.
Еще было очень неприятно нести в руках оружие, потому что я никогда не стрелял.
— Тяжело работать с Рогожкиным?
— С ним всегда легко. Он очень интересный режиссер. Помню, когда он пригласил меня сниматься в первый раз, я решил его расспросить, что он хочет от меня в этом фильме. Я тщательно собирался к нему на встречу: надел черный костюм, галстук, взял две бутылки водки. Пришел к нему и спрашиваю: “Как нужно играть?” Александр посмотрел на меня и сказал: “Ты профессиональный актер? Ну и все”. И так всегда. Он вроде ничего не требует, но ты знаешь, чего именно он хочет.
— Почему вы решили работать с русским режиссером?
— Так получилось, я ничего не планировал. Когда я учился на четвертом курсе в театральном институте в Санкт-Петербурге, Рогожкин позвал меня к себе. Другие русские режиссеры пока меня не приглашали.
— А на родине вы так же востребованы?
— В России я больше популярен, чем в Финляндии. Дома в основном я играю в театре. Недавно мы выпустили “Ревизора”, где я сыграл Хлестакова. Кстати, этот спектакль поставил русский режиссер Григорий Козлов.
— “Кукушка” построена на военной тематике. А вы были в армии?
— Нет, я совсем не военный человек. В свое время я был пацифистом и вегетарианцем.
— Наверное, не пьете, не курите?
— Почему же? Я люблю выпить водки.
— Вилле, вы прекрасно говорите по-русски. А какое ваше любимое выражение?
— Все выражения, которые сейчас приходят мне в голову, — неприличные. Русский язык я очень люблю. Например, русскую классику читаю только на русском. Потому что Булгакова невозможно читать на других языках.
— Ваша жена снималась с вами в “Охоте”. Как вы вместе сосуществовали?
— Да, она сыграла вторую доярку. Это было очень тяжело, после чего я решил, что никогда с супругой вместе работать не буду. Недавно она хотела ставить со мной пьесу, но я не согласился. В “Охоту” она попала так. Рогожкин сказал мне: “С кем ты хочешь сыграть эту сцену?” А в этот момент рядом со мной находилась моя жена. И что я должен был сказать?! Если бы я назвал кого-нибудь другого, она бы меня убила.
— В фильме вас называют болтуном, а в жизни вы разговорчивый человек?
— Когда нервничаю, я начинаю быстро и много говорить. Но у себя на родине могу провести вечер с друзьями, не промолвив ни одного слова. Мы можем с друзьями сидеть в баре или ресторане и молчать. Все зависит от настроения.
— Что означает ваша фамилия? В Прибалтике есть созвучный ей город.
— Похоже, но написание разное. Моя фамилия по-русски означает что-то вроде леса. Честно говоря, я не помню точного слова.