ЧАЙ, Чай — ВЫРУЧАЙ

Наши официанты достанут клиента и с того света

  На днях в одном из столичных ресторанов произошел весьма забавный случай. Изрядно поддавший посетитель под аккомпанемент дикого хохота своей не более трезвой спутницы выложил на стол пухленькую пачку стодолларовых купюр и выщипывал их по одной для каждого угодившего ему официанта. Персонал заведения, позабыв про остальных клиентов, целой толпой навалился на щедрого гостя. Шампанское лилось рекой. Приборы, пепельницы и салфетки менялись чуть ли не каждые две минуты. А за углом официанты, обладатели заветных банкнот, переводя дыхание, нервно перешептывались: “Вот идиот!”
    
     Так сколько же нужно давать на чай, чтобы не только не прослыть последним скупердяем, но и не выглядеть посмешищем в глазах ближних?
     На Западе с этой проблемой разобрались уже давным-давно — десять процентов от заказа и ни центом больше. Хотя в каждой стране свои особенности. К примеру, в Германии и в Австрии стандартная “десятка” считается роскошью и даже мотовством. Во Франции все наоборот. Официанты могут обхаживать клиента до тех пор, пока из его кармана не улетучится 15, а то и 20 процентов сверх нормы. Итальянцы дурят нашего брата, в очередной раз доказывая, что дважды два будет пять. А вот трудолюбивые японцы затаят на вас смертельную обиду за предложенные чаевые. Они считают, что каждый из них обязан выполнять свою работу на “отлично” и без дополнительного стимула.
     Но это у них. А как у нас? Мы попытались выяснить “особенности национального чая” в центральных столичных ресторанах. Оказалось, что на сию интимную тему мало кто из распорядителей “праздника живота” соглашается посудачить. Тем более что в России закон чаевых состоит в полном отсутствии такового. Все зависит от индивидуальных особенностей самого клиента, наличия за столом его дамы сердца и стоимости выпитого-съеденного. Предсказать сумму, с которой наш человек захочет добровольно проститься, не возьмется ни один официант, даже если он — тертый орешек. Бывает, самый новый из всех русских, подваливший к заведению на шестисотом “мерсе”, полчаса не убирает со столика калькулятор после объявления счета. А студентик в потрепанной джинсе, заказавший сторублевое пиво, не глядя расстается с пятисотенной купюрой.
     Если все-таки вы решили дать на чай, не спешите расстаться со своими кровными. Пара-тройка верных наблюдений поможет правильно сориентироваться в ситуации:
     — Во-первых, обратите внимание на руки официанта. Главный инструмент работника пищепрома должен быть в идеальном состоянии — ни соринки под ногтями. Разумеется, никаких прикосновений к посуде (не говоря уже о пище!), все манипуляции — исключительно через салфетку.
     — Во-вторых, оцените, насколько человек с подносом вежлив и обходителен. Любые потуги раскрутить вас на чаевые или на дополнительный заказ пресекайте сразу. Лучшие официанты оказываются рядом, только когда они нужны. И сами угадывают ваши желания: когда вовремя сменить пепельницу, поднести зажигалку, принести счет.
     — В-третьих, примите в расчет расторопность и сообразительность официанта. Если приходится по полчаса изнывать от скуки в ожидании заказа, о благодарности в виде наличных не может быть и речи.
     — В-четвертых, помните, что непомерные чаевые развращают персонал, а слишком скудные — озлобляют.
     — И последнее. Перед тем как расплатиться, посмотрите в честные глаза официанта: может, ну их, эти чаевые...
     Как признались работники образцово-показательных ресторанов, развести клиента на щедрую мзду — задача сложная, но выполнимая. Перед тем как подать счет, опытные официанты, с неизменной улыбкой глядя в лицо спутницы “кошелька”, обязательно спросят: “Все ли вам понравилось?” Если данный маневр не проходит, учтиво добавят уже достающему деньги кавалеру: “Обслуживание у нас в счет не входит”. Таким образом они добавляют к своей относительно невысокой зарплате (около 150 долларов) от 300 до 3000 рублей в день. Но бывают случаи, когда вконец уставшие от назойливой вежливости клиенты бегут жаловаться метрдотелю на человека в бабочке, обвиняя его в банальном вымогательстве.
     Если сейчас официанты не бедствуют (хоть и жалуются), то раньше они и вовсе были в полном шоколаде. До кризиса 98-го года заработать за ночь меньше сотни “зеленых” считалось у современных халдеев ниже собственного достоинства. Те, кто не приобрел новенькую тачку за два месяца работы, числились в отстающих. Сейчас, когда повсеместно установленные компьютеры сжирают львиную долю прежних доходов, официантам есть чем похвастаться. С каким упоением они рассказывают о подвыпивших “нью рашнз”, которые доверяют свои туго набитые портмоне для самоличного изъятия чаевых. Бери, мол, сколько посчитаешь нужным. Правда, как заверяют мои ресторанные собеседники, наглеть в подобной ситуации не нужно. “Купчишки” пьяные-пьяные, а все секут. Гораздо надежнее, когда они сами выкладывают свои кровные сбережения. Как и везде, тут есть свои рекордсмены, о которых в питейных заведениях ходят легенды. Рассказывают, что один бизнесмен, пытаясь покорить сердце своей возлюбленной, попросил мальчишку-официанта слетать в элитную оранжерею за самым дорогим букетом для нее, снабдив гонца ценными указаниями и суммой в тысячу “грин”. Парень оказался не промах, и уже через час в его кармане осело 900 долларов. Но самый крупный “чай” на памяти столичных рестораторов — 72 тысячи российских рубликов, положенных сверху одним банкиром за доставленное удовольствие от вкусного ужина. Случаются истории и из разряда печальных. Пришел как-то человек, заказал кучу еды, поел-попил от души, потанцевал. Все великолепно. А потом пошел в туалет и повесился. Решил устроить сам себе, так сказать, пышные поминки. Первый вопрос, который задали себе наши официанты, был такой: “Позвольте, а кто платить будет?” Быстренько вызвали милицию и “скорую”. И… о, чудо! Доблестные медработники откачали-таки бедолагу. Пришлось ему уже после реанимации еще раз наведаться в тот самый прощальный ресторан — заплатить по счетам. Все-таки нельзя уходить из жизни, оставив после себя долги. В общем, все остались довольны.
     Об известных посетителях официанты предпочитают не распространяться: мало ли чего. Но выяснилось, что самый “шоколадный гость” для работников московских ресторанов — Владимир Жириновский. Вот уж кто башляет, так башляет. После главного элдэпээровца всея Руси никто не остается внакладе. Не любят же обслуживать футболистов. Эти придут всей командой, сдвинут половину имеющихся в наличии столиков, пошумят, погудят, а потом кивают друг на друга: мол, сосед оплатит. Политиков уровня не ниже министров стараются накормить бесплатно: окупится сторицей. Из эстрадных звезд наибольшим уважением у людей с подносами пользуются Валерий Меладзе и Сергей Мазаев. Они никогда не забудут на чай дать. А вот от кого и копейки лишней не дождешься, так это от телемена Евгения Киселева. Хотя покушать вкусно он любит. Был в ресторане и самый “страшный” гость. Его имя столичные официанты не выдадут, наверное, и под угрозой смертной казни. Мистер Икс, обратив внимание, что у парня из числа обслуживающего персонала при виде ТАКОГО клиента затряслись руки, обронил: “Ты чего трясешься? Ты воруешь по-мелкому, а мы — по-крупняку”.
     — А вообще-то все они — такие же официанты, как и мы, — заметил напоследок один из моих собеседников. — Только обслуживают на ином уровне, да и чаевые у них побольше.
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру