Невыездной гриб

Мухоморы бывают обратимыми и необратимыми

  Начинается грибная пора, вот-вот ломанутся граждане в лес по грибы. Будут охотиться за опятами, сыроежкам, лисичками, белыми... а на мухоморы, поганки и грибы незнакомые будут смотреть с подозрением и опаской. А есть люди, для которых найти незнакомый гриб — большая удача. Можно сказать, только за этим они в лес и идут. Эти люди — микологи, ученые, изучающие грибы.
     Микологи Катя и Вера Малышевы, когда только начинали заниматься грибами, приносили из леса полные рюкзаки грибов — все подряд собирали. Сейчас после многочасовой прогулки по лесу они приносят по 3—4 гриба, если сомневаются в своем с ними знакомстве.
     Сестры собирают грибы для научных интересов в заповеднике на полуострове Самарская Лука, проводят там свои “грибные” исследования и составляют микологический гербарий заповедника.
     Катя и Вера — близнецы. Им по 22 года, возрастная разница — десять минут. Живут сестры дружно. На вопрос, почему обе они занимаются грибами, говорят, что интересы у них совпадают.
     Вот уже пятый год Малышевы приезжают в заповедник. Обычно они проводят здесь лето — начало осени. Но в этом году Катя и Вера поступили в аспирантуру в Санкт-Петербургский университет, поэтому уже в сентябре им нужно быть в Питере. Кандидатские у сестер будут разные. У Кати — по агариковым грибам (объединяют множество видов, выглядят более-менее привычно — со шляпкой и на ножке), у Веры — афиллофоровые грибы (те, что на деревьях, в том числе трутовые).
     ...Удивительные девочки. В московской тусовке сверстники их сочли бы большими оригиналками. Посвятить жизнь грибам! Не бизнесу, не компьютерам, не менеджменту, а грибам! И ладно бы галлюциногенным грибам — это бы здесь как раз поняли. Но нет, сестрам нужно совсем другое. Заветная мечта каждого миколога — найти новый, неизвестный науке гриб. Или хотя бы найти известный гриб, но такой, который не должен расти в данной местности, а все-таки растет...
     Кстати, Катя, похоже, уже нашла свой “новый” гриб. Она его проверяла и по определителям, и по монографиям, но нигде не обнаружила. Потом засушила и отправила в Норвегию — там есть ученый, который занимается именно этим порядком грибов. Теперь ждет ответа.
     Вообще-то отправлять за границу грибы нельзя. Оказывается, есть такое таможенное правило. Наш гриб — это наше народное достояние. Но микологам все равно нужно как-то обмениваться друг с другом информацией, и они все-таки посылают грибы — высушивают, как листочки, и пересылают прямо в конвертах. И пока чужого себе еще никто не присваивал.
     А про галлюциногенные грибы сестры как раз не хотят говорить: “Очень дешевый наркотик. Не пиши про это, а то их все начнут есть”. Рассказали только, что есть обратимые грибы и необратимые. Обратимые — это когда его съешь, покайфуешь и в себя придешь. А от необратимого гриба ты уже не в себя придешь, а во что-то другое, так что лучше не пробовать...
     Интересно отношение микологов к грибам. Раньше, как и всякие нормальные люди, Катя и Вера ели грибы и получали удовольствие, но изучение грибов ситуацию изменило, отношение к ним стало более трепетным. Это не значит, что микологи грибов совсем не едят. Едят, особенно когда есть нечего. Например, осенью хорошее подспорье для сестер — лангермания гигантская, такой гриб может вырасти до 1 метра в диаметре (конечно, такие большие грибы Малышевы не собирают — боятся не донести), а по виду похож на дождевик. Когда в одной местной газете напечатали фотографию лангермании и паническое сообщение о радиации и грибах-мутантах, сестры посмеялись, но опровержение в газету написали.
     Многие могут сказать: “Подумаешь, грибы! Да можно и без них, да мы вообще грибов не любим”. Микологи ответят, что грибы — важный компонент экосистемы. Исчезни они, и неизвестно, что станет с растениями, животными и даже с людьми — в том числе с теми, кто грибы не любит. Потому микологи настоятельно просят собирать их аккуратно, чтобы не повредить грибницу (т.е. не выдирать изо всей силы и с корнем), и не пинать мухоморы и не давить поганки — ведь даже грибы ядовитые полезны.
     В странах Запада, где, надо сказать, и грибов-то едят меньше, чем у нас, очень хорошо это понимают. В Норвегии вообще открыли недавно целый заповедник только потому, что нашли на этой территории два редких вида грибов.
     К грибам надо подходить осторожно. Даже белым можно отравиться, если он старый, червивый, сорван в заморозки или жару, или вырос у шоссе. Сейчас чаще всего травятся свинухами, они хорошие аккумуляторы — накопители тяжелых металлов и прочих вредностей. Если вы, не дай бог, отравились грибом, пейте много воды с содой, вызывайте рвоту, промывайте желудок. А вообще, чтобы уберечься наверняка, грибы надо варить — иначе они человеком просто не усваиваются, кроме шампиньонов, самых диетических грибов — их можно сырыми есть.
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру