
“Живое кольцо” пустили под снос
Защитники Ельцина до сих пор просят наградить их медалями
Сегодня “Живое кольцо” ютится в Черниговском переулке, в доме под снос. С “развалинами” бывшим защитникам Белого дома везет: в 97-м году канул в небытие их офис в 1-м Щипковском переулке — здание, в котором он располагался, снесли. Пообещав вскоре предоставить нормальное помещение, столичные власти временно переселили “союзников” в другое дышащее на ладан строение. В нем офис находится до сих пор. Представитель Союза, историк Виктор Маслюков, постыдился пригласить туда корреспондента “МК”, предпочтя вести разговор в помещении Института Латинской Америки, где, собственно, и работает...
Официальным “союзникам” до сих пор напоминают о себе другие защитники Белого дома: пишут письма с требованием... наградить их медалью. Мало того что медалей уже давно не дают, так еще и аферистов среди этих “писателей” полным-полно. В первое время, когда награды еще давали, члены “Живого кольца” даже были вынуждены устраивать претендентам на медаль допрос с пристрастием — и зачастую выяснялось, что людей этих не было на баррикадах и в помине.
— Да что там говорить, если даже в дни путча кое-кто пытался заработать на защите Белого дома дивиденды! — вспоминает Маслюков. — Например, есть фото, где один танкист стоит между Ельциным и Силаевым. Впоследствии выяснилось, что это вовсе и не танкист, а дворник с Арбата. Нашел где-то шлем, нацепил и затесался между первыми людьми государства...
Еще было немало тех, кто вступил в Союз в надежде на вооруженное разрешение конфликта. После августовских событий на учредительном съезде организации стояла ругань: часть “союзников” призывала товарищей “добивать коммунистов” — в прямом смысле слова. Большинство не поддержало воинственно настроенных коллег, предпочтя участвовать в политической жизни страны мирным путем.
На прошлые думские выборы “ходили” совместно с СПС. Неудачно. Сегодня “союзники”, по их же собственному выражению, “играют в политику по-прежнему”: пытаются создать Конституционную партию. Получается с трудом: в регионах документы не оформляют ввиду... отсутствия нужных бланков. Приходится подходить к политике с другой стороны: например, Виктор Маслюков иногда подрабатывает пиаром. И, в отличие от многих, по-прежнему добрым словом вспоминает Ельцина.
— В “Живом кольце” — десять тысяч человек, и все мы относимся к Борису Николаевичу с большим почтением: он, как и Александр Второй, сменил строй без крови, — говорит Виктор Федорович. — А все последующие разговоры о его пьянстве... Я не верю: мы несколько раз встречались с Борисом Николаевичем, и я ни разу его пьяным не видел. И не согласен с тем, что он развалил страну: в тех условиях нужно было либо закрывать глаза на беспредел — что Ельцин и делал, — либо ставить всех к стенке. Правда, сегодня я бы не голосовал за Бориса Николаевича: он себя исчерпал.
Но тогда, в 91-м, “Живое кольцо” поддерживало не конкретных людей, не Ельцина, а новый строй.
— Мы отстаивали наше достоинство, боролись против гражданской войны. Потом, правда, выяснилось, что власть тайно за нами надзирала. Например, оказалось, что главный бухгалтер “Живого кольца” — действующий следователь Генпрокуратуры, а один из сопредседателей — генерал КГБ. Но это не изменило нашего отношения к власти — мы ни разу не пожалели о том, что вышли на баррикады. Кстати, интересный момент, на который почему-то никто не обращает внимания. ГКЧП-то сначала победил в Питере, куда войска так и не вошли. А помните, кто там тогда был вице-мэром? Владимир Путин!..
В общем, идеалисты в нашей стране неискоренимы — как и вера в доброго “батюшку-царя”, которая чудом сочетается с верой в демократические принципы...
Накануне годовщины путча ВЦИОМ провел среди россиян опрос на тему: “КАК ВЫ ОТНЕСЛИСЬ К АВГУСТОВСКИМ СОБЫТИЯМ 1991 ГОДА?”
41% опрошенных — не сориентировались в ситуации;
18% — поддержали ГКЧП;
16% — выступили против;
25% — вообще не смогли припомнить свои политпристрастия тех лет...