
35 метров прекрасного
Репина тянули-тянули и вытянули
Полотно, на котором изображены аж 80 высших сановников России во главе с государем-императором и его родственниками, в советские времена считалось прекрасной иллюстрацией к “ужасам царского режима”. “На лицах господ победоносцевых читаются явные признаки вырождения”, — с удовлетворением писали критики. Не то — теперь.
После торжества демократии депутаты питерского Заксобрания вдруг возжелали повесить картину в Мариинском дворце. Но музейные работники уперлись и отдавать депутатам историческую ценность отказались наотрез. Тогда парламентарии попытались заказать местным художникам копию — остановила их лишь объявленная живописцами цена в 50 тысяч “зеленых”, да и то временно: обитатели Мариинского дворца занялись поисками спонсоров.
Депутатов Госдумы Репин тоже заинтересовал. Правда, они пошли своим путем: художник Юрий Фесенко выткал внушительный ковер в 15 кв. м, на котором в “репинском” стиле изобразил заседание ГД...
Но наконец — свершилось. Полотно, которое до сих пор не покидало пределов Русского музея, упаковано для отправки в Москву. Как нам сообщили музейные работники, вероятнее всего, его привезут в специально оборудованной машине, где можно поддерживать нужный микроклимат. Понадобились такие усилия для организации выставки, посвященной истории Госсоветов в России.
На что может вдохновить губернаторов репинское творение — не очень понятно. Ничего общего между нынешним Госсоветом и царским по сути нет. Напомним: поначалу в этот орган, появившийся в 1810 году, входили высшие сановники, назначаемые царем, и министры по должности, в отличие от ныне избираемых губернаторов. Да и общим числом он был гораздо меньше — всего 35 человек; правда, в начале XX века увеличился аж до 114...
Что же касается дальнейшей судьбы полотна, то ответственные лица нас успокоили: высокопоставленные обитатели Кремля получат сей популярный у политбомонда шедевр ненадолго — осенью он снова вернется на свое законное место в питерском музее.