Держать марку

“Неправильная ” — предмет вожделения коллекционеров

  Марка — это не только знак почтовой оплаты, но и объект коллекционирования. Делают их обстоятельно, не спеша. Художник, приступая к работе, перелопачивает кучу литературы. Эскизы зорким оком просматривает консультант. Готовые к печати экземпляры утверждает специальная комиссия. А дотошные филателисты все равно находят ошибки. Причем самые невероятные...
 
   
     Немало курьезов связано с выпуском блока марок, посвященного истории развития космонавтики.
     — Помню, досталось нам после выхода марки, на которой был изображен в свободном полете космонавт, пристегнутый к креслу. Специалисты из конструкторского бюро обиделись: “Не могли за фотографиями к нам обратиться? У вас российский космонавт летает в американском кресле”. Дело оказалось в отсутствии какого-то рычажка на подножке кресла.
     Поистине детективная история связана с маркой, на которой изображен Гагарин в гермошлеме. Когда марки вышли, пришло возмущенное письмо: “Товарищи издатели, неужели вам так стыдно за наше прошлое? Почему вы постеснялись на шлеме Гагарина написать СССР?” В издательстве стали разбираться, подняли все представленные им фотографии — ни на одной из них нет надписи “СССР”. Позже выяснилось: в автобусе по дороге на стартовую площадку один из ведущих специалистов, глядя на Гагарина, облаченного в скафандр и гермошлем, выразил сомнения: “Когда космонавт приземлится, не примут ли его за американского шпиона?” Тут же нашли краску и вывели Юрию Гагарину на шлеме буквы — “СССР”. А фотографии были сделаны до посадки космонавта в автобус.
     “Колесо у изображенного на марке самолета не могло быть в таком положении...”, “почему у вашей космической станции на две панели солнечных батарей меньше...” — перебираю я письма “с претензиями”, в разные годы пришедшие в адрес издательства. Главный редактор письмами дорожит, складывает их в отдельный ящик.
     — Каждый раз стараемся все трижды перепроверить, — рассказывает Борис Владимирович. — Недавно выпустили серию марок с различными моделями трамваев. Все эскизы просмотрел главный инженер трамвайного депо. Каково же было наше удивление, когда в одном из выпусков филателистического обозрения мы увидели марку этой серии в рубрике “Курьезы”! Ведущий отмечал, что наш трамвай — всего лишь макет, который никогда не сдвинется с места, так как у него отсутствует пантограф — дуга-токоприемник...
     Случалось, что членам редколлегии за ошибку на марке приходилось расплачиваться взысканиями по партийной линии. В 50-х годах была выпущена марка, посвященная ветерану антифашистского движения Манолису Глезосу. Греческое правительство выдвинуло ноту протеста: в этой стране Глезос считался преступником. Вопрос рассматривался на Политбюро...
     К совместным — с другой страной — выпускам марок относились особенно ответственно.
     — Серию марок со Швейцарией решили посвятить 200-летию перехода Суворова через Альпы, — рассказывает главный редактор. — Швейцарцы заявили: “Мы нейтральная страна, изображать на марках военные действия не имеем права”. В результате наши марки вышли с изображением памятника Суворову, на швейцарских марках было изображено Женевское озеро, скалы и на заднем плане Суворов на коне.
     Совместные выпуски с Китаем были посвящены оленям. Мы нарисовали гордого самца, китайцы — самку с детенышами. Гости высказали сомнения: “А что же мы делаем? Разъединяем семью...” Пришлось нам на марке дорисовывать самочку, китайцам — самца.
     В не меньшей степени ошибаются и зарубежные издатели знаков почтовой оплаты. Те, кто знаком с азами мореплавания, удивляются, глядя на марки Либерии и островов Кука, посвященные первопроходцам. При сильном волнении моря с судна — четырехмачтового барка, — которое “стоит” под полными парусами, мореплаватели волею художников умудряются благополучно спустить шлюпки!
     Вызывают улыбку знаки почтовой оплаты Египта и Марокко, изданные в 50-е годы. У одного художника тень от самолета сопоставима по размерам с... египетскими пирамидами, у другого — с целыми кварталами Рабата и Касабланки. Авторы явно не были знакомы с основами физики. Филателисты, вооружившись линейкой, подсчитали: если сторона основания пирамиды Хеопса — 233 метра, то размах крыльев у египетского авиамонстра должен составлять... 350 метров.
     Приводит в изумление коллекционеров и марка США 1944 года в честь юбилея первой трансконтинентальной железной дороги. На ней дым от паровоза идет в одну сторону, а рядом флаг развевается в другую. Отличилось недавно и почтовое ведомство Маршалловых островов, издав марку с изображением Солнечной системы. Небесное светило на марке лишь чуть-чуть больше Земли, а орбиты планет лишь немногим отличаются одна от другой. Наглядное пособие для двоечников!
     Много курьезов связано с флагами. На марках они оказываются перевернутыми, возникают лишние полоски, несуществующие звезды и орлы. А американские художники нарисовали на мачте корабля XVII века британский флаг “юнион Джек”, который был принят лишь в 1801 году. Была выпущена марка, на которой красовалась надпись: “Дом-музей В.И.Ленина”. На самом деле обозначенное на марке здание к вождю мирового пролетариата не имело никакого отношения. Когда обнаружилась ошибка — цена марки подскочила в 125 раз. Существенно возросла цена марки, посвященной космонавту Токтару Аубакирову. Художник умудрился в надписи и фамилии космонавта сделать три ошибки.
     Во всем мире очень ценятся марки бывшей британской колонии — острова Маврикий. Известно, что жена губернатора острова решила устроить прием. Приглашения она решила отправить “как положено в Лондоне” — с наклеенными марками. Времени завозить новые почтовые знаки не было. Марки решили отпечатать прямо на острове. Гравер, большой любитель выпить, забыл, какую надпись нужно изобразить на расписанных марках. Рванув на почту, он увидел табличку “Почтовая контора”, которая тотчас перекочевала на тысячу выпущенных марок вместо положенной надписи: “Почтовый сбор оплачен”.
     Ныне сохранилось чуть больше двух десятков оранжевых однопенсовых и десяток голубых двухпенсовых “неправильных” марок с острова Маврикий. Стоит ли говорить, что раритетные экземпляры являются предметом вожделения всех коллекционеров мира.
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру