Правило веревочки

Индеец без бечевки считается голым

тестовый баннер под заглавное изображение

—...Двое индейцев вызвались сопровождать нас в плавании по Амазонке, — рассказывает Римма Хайрутдинова. — В одном месте они предупредили о серьезной опасности: на берегу обитает племя, которое вообще не терпит пришельцев на своей территории. Если бы они заметили лодки чужаков, вполне могли бы напасть и убить всех. К счастью, разбушевался сильнейший тропический ливень, и мы благополучно проскочили незамеченными...


Римма Хайрутдинова — путешественник-экстремал. По части экспедиций в труднодоступные, экзотические уголки земного шара с ней могут соперничать немногие. Да и то в этом списке наверняка окажутся лишь мужчины.

— Когда-то я активно занималась горным туризмом, — говорит Римма. — Но потом наступил очень долгий перерыв: маленький ребенок, семейные заботы... В 1994-м случайно оказалась в одной компании с известным путешественником Яцеком Палкевичем и... вновь подцепила “вирус дальних странствий”. Узнав, что Яцек планирует экспедицию на Амазонку, рискнула предложить себя в качестве участницы. Он поначалу отказал: “У меня в группе никогда не бывает женщин!” И все-таки я его убедила.

Муравьи-людоеды

У экспедиции Палкевича была задача найти исток Амазонки и доказать, что эта река — самая длинная в мире.

— Нам пришлось пробираться в совершенно дикие высокогорные районы. 10 дней провели на высоте за 5000 метров. Днем — плюс пять, а ночью — минус двадцать пять. Да еще ветер. Примусы отказывались работать. Сопровождавшие нас перуанцы собирали лепешки кизяка, пропитывали их бензином, и на таких “брикетах” мы готовили пищу.

Цель путешествия была достигнута. У самой вершины горы Невайо-Кевыша в Андах члены экспедиции обнаружили среди россыпей белоснежных камней зеленое пятно травы, которую питает едва заметный родничок. Он-то и дает начало знаменитой Амазонке. Отсюда до ее устья — более 7 тысяч километров.

Через пять лет у Риммы состоялось новое рандеву с великой южноамериканской рекой.

— Мы проплыли на лодках по притоку Амазонки, затем по ее среднему течению, впервые повторив путь первооткрывателя этих мест, конкистадора Франсиско де Ореллана. Однажды попали в дикое племя индейцев — охотников на обезьян. Благодаря участвовавшему в экспедиции Палкевича эквадорскому антропологу Гектору смогли найти с аборигенами общий язык — и в прямом, и в переносном смысле. Они даже продемонстрировали секреты приготовления страшного яда кураре, которым намазывают стрелы своих духовых трубок.

Удивили этические нормы этих аборигенов. Вся одежда у мужчин состоит лишь из веревочки, повязанной на бедрах, причем даже плохонького листика или пучка травы к ней спереди не прикреплено. Так что открывается широкая “панорама” интимной части тела. Правило простое: если “хозяйство” подсунуто под веревочку, считается, что человек одет.

Путешественники побывали в заброшенном городе, скрывающемся среди разросшихся джунглей.

— Еще несколько десятков лет назад здесь жило более тысячи человек, занимавшихся продажей каучука и древесины. Но потом город атаковали полчища муравьев. Они пожирали запасы пищи, безжалостно кусали жителей. Бороться с такими “интервентами” оказалось бесполезно, и люди вынуждены были покинуть давно обжитые места... Испытать на себе укусы муравьев и других насекомых довелось и участникам нашей экспедиции. Болячки от них у меня не проходили еще месяца четыре после возвращения из Южной Америки.



Тарелка в губе

Начиная с 1995 года Римма Хайрутдинова вместе с другим российским путешественником-экстремалом Сергеем Ушнурцевым практически ежегодно участвует в дальних экспедициях. В группе Яцека Палкевича они достигли высочайшего на земле водопада Сальто-Анхель в Венесуэле, который в 15 раз выше Ниагары: вода реки срывается в пропасть с высоты почти километр! Побывали на плоской, как исполинский стол, вершине горы Рорайма (это почти недоступное место описано в знаменитом романе Конан Дойля “Затерянный мир”). Пробившись сквозь заросли сельвы, добрались до огромного каньона в Перу, где скорее всего скрывается легендарное Эльдорадо, веками сохраняющее несметные золотые богатства империи инков...

В прошлом году Римма Хайрутдинова в составе группы из пяти российских путешественников отправилась в глухие южные районы Эфиопии. Там, на границе с Суданом, обитает племя сурма.

— Эти люди до сих пор стараются сохранить максимальную изолированность от внешнего мира. У них повсюду вокруг каждого селения поставлены наблюдательные пункты, чтобы легче обнаруживать пришельцев. Лишь несколько лет назад сурма хотя бы отчасти смягчили режим самоизоляции. Сейчас пятеро мальчиков из этого племени даже учатся за полторы сотни километров от родных краев — в школе ближайшего эфиопского поселка. Нам повезло: уговорили одного из них быть проводником и переводчиком. Благодаря этому наше пребывание в гостях у сурма обошлось без серьезных инцидентов.

Племя, судя по рассказам Хайрутдиновой, действительно “законсервировалось” на уровне каменного века. Практически никаких благ современной цивилизации они до сих пор не признают. Исключение сделано лишь для единственного механического устройства — автомата Калашникова.

— Едва ли не все взрослые мужчины племени постоянно ходят вооруженными. В руке носят “боевую палку”, называемую донга, а через плечо — наш знаменитый АК. Автоматы, оказывается, выменивают у жителей соседнего Судана. Перегоняют туда к ним стада коров и отдают “по бартеру” — одну буренку за один автомат. А из медных гильз от “калашниковых” местные умельцы приноровились делать браслеты для украшения рук.

Еще одна “статья экспорта” у сурма — кварцевый песок с высоким содержанием золота. Как удалось узнать членам экспедиции, на территории племени есть некая золотоносная река, которую аборигены никому не показывают. Они берут оттуда песок и обменивают его у “цивилизованных” эфиопов на “тряпки”. В “столице” племени появился даже ларек, где можно купить, к примеру, столь необходимую вещь, как спички или бритву для обривания головы (мужчины оставляют лишь маленький круглый “кустик” на самой макушке).

— Мы пробыли в этом племени целую неделю, — рассказывает Римма. — Первоначально местные жители были не очень довольны появлением “бледнолицых”. Но уже на третий-четвертый день, убедившись, что мы не представляем опасности, стали относиться как к своим. Удалось даже поприсутствовать на одном из местных ритуальных действий — палочной битве. Что-то вроде рыцарского турнира. В честь каждого мало-мальски важного события — сбора урожая, например — устраивают сражения между мужчинами из разных селений.

Бойцы специально готовятся к “ристалищу”. Исполняют специальные “заводные” танцы, подкрепляются коровьим молоком, смешанным с коровьей же кровью, потом еще пьют какой-то особый состав, и их от него начинает рвать — буквально фонтаном... Видимо, это такой своеобразный ритуал очищения... Толпа зрителей-болельщиков образует большой круг, внутри которого сражаются сразу несколько пар. Длинными палками они орудуют, как мечами или палицами, очень ловко и лупят друг друга совершенно без пощады — ранят тело, разбивают головы в кровь... Одного из бойцов при нас, кажется, даже убили...

Весьма своеобразна в племени женская мода. Представительницы прекрасного пола очень охотно украшают себя особого вида татуировкой. Благодаря местному “ноу-хау” надрезы на коже воспаляются, гноятся, нарывают, зато в итоге после заживления остаются аккуратные глянцевые рубцы-бугорки, образующие на руках, плечах, груди геометрические орнаменты. Операция жестокая, но она не идет ни в какое сравнение с другим методом украшения, практикуемым местными дамами.

— Эту процедуру женщина проходит перед замужеством. Ей делают широкий разрез под нижней губой, растягивают его и вставляют в образовавшееся отверстие плоский диск в форме круга или половинки круга, сделанный из дерева или керамики. Причем размер “имплантанта” — с чайное блюдце, а в торцевой части даже канавка предусмотрена: в нее женщина заправляет опоясывающую диск часть нижней губы.

Увиденные на фотографиях туземные модницы производят сильное впечатление. Не знаю, как насчет красоты по местным понятиям, но уж целоваться, имея такую штуковину в губе, точно нет никакой возможности.

Минувший 2004 год Хайрутдинова решила подытожить визитом на африканский континент. В декабре она вместе с Сергеем Ушнурцевым отправилась в очередную экспедицию, организованную Палкевичем. На сей раз цель неугомонных путешественников — глухие районы Намибии. “Эта поездка обещает быть не сложной, — улыбнулась Римма при нашем расставании. — Просто поколесим по африканской глубинке!”

Что ж, может, для нее это действительно легкая прогулка.



Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру