ЧЕЛОВЕК ВСЕГДА ЗАВИДОВАЛ ПТИЦАМ И ХОТЕЛ НАУЧИТЬСЯ ЛЕТАТЬ. Поэтому изобрели самолеты. А еще раньше Леонардо да Винчи, заранее позаботившись о том, как спуститься с неба на Землю, придумал… парашют.
Конечно, парашют — это не крылья, а прыжок — не совсем полет, но смельчаки, совершившие это, никогда не забудут своих ощущений. Я тоже навсегда запомню тот день…
Разумеется, я понимала, что никто на меня сразу парашют не напялит и из самолета не выбросит, но не ожидала, что наземный инструктаж будет длиться больше трех часов.
Первым делом инструктор показал нам, балбесам, парашют, рассказал, из чего он состоит. Мы узнали, что в ближайшее время нам предстоит таскать на спине 16 кг — именно столько весят основной и запасной парашюты. А без запасного нельзя, вдруг основной не раскроется? Правда, тот же инструктор успокоил нас, сказав, что вероятность ничтожна — всего один шанс на миллион. Но уверена, каждый из нас про себя начал опасаться, что именно он и окажется тем самым миллионным.
Затем организованной толпой мы пошли к модели самолета, из которого нам в будущем предстояло прыгать. За счет того, что передняя пара его колес была выше, чем задняя, пол летательного аппарата напоминал крутую горку. Ходить по нему было сложно, и я уже со страхом представляла, как буду передвигаться во время полета.
Однако от этих мыслей меня отвлекли слова тренера: “Как только вы прыгнете, раскроется стабилизирующий парашют. Сразу сожмитесь в комочек, чтобы руки и ноги у вас не торчали в разные стороны (как это сделать во время полета?!!!). В таком положении вы находитесь 3 секунды, затем дергаете за кольцо и раскрываете парашют”. Интересно, а если от шока ты забудешь дернуть это волшебное кольцо?! От страха я начала покрываться красными пятнами. Однозначно инструктор что-то почувствовал, потому что, одарив меня внимательным взглядом, продолжал: “На каждом парашюте стоит прибор для автоматического раскрытия, поэтому он в любом случае раскроется. И все-таки это механизм, и он может подвести, поэтому лучше позаботиться о себе самостоятельно”.
Дальше страшилки пошли еще похлеще… “Важно, чтобы во время прыжка вас не затянуло под крыло самолета (и что делать-то, чтобы не затянуло?!!!)… Парашют может не раскрыться, если его неправильно уложили (Ой, мамочки! Кто складывал мой парашют?!!)… Если вы попадете в чужой купол, тот сложится, и человек упадет на землю (Какое счастье, что я самая легкая, поэтому буду прыгать последней! В мой купол точно никто не залетит!)… При приземлении важно правильно коснуться ногами земли, иначе травм не избежать (чтобы сделать это правильно, мы полчаса отбивали стопы, прыгая с полутораметровой вышки)… Если вы приземлились на взлетно-посадочную полосу, хватайте парашют и быстро бегите оттуда, а то отскребать вас от колес самолета очень неприятно (Какой кошмар! Неужели были прецеденты?!!)”.
Напугали нас конкретно, а потом надели на голову шлемы, на спины повесили парашюты и отправили ждать на стартовую полосу. И вот тут-то прозвучал вопрос: а когда в последний раз можно отказаться от прыжка? На что прозвучал неутешительный ответ: “Если сел в самолет, то, как ни хватайся, все равно выкинут”. Группа притихла…
Как по заказу, для тех, кто еще не принял окончательное решение, погода предоставила последний шанс: из-за сильного ветра полет отложили. Зато есть время поговорить.
Разумеется, все обсуждают, зачем каждый из нас решился на этот безумный поступок. У кого-то это была давняя мечта, а возможность осуществить ее появилась только сейчас. Один парень, например, так грезил о прыжке, что, несмотря на проблемы с сердцем, не побоялся приехать на аэродром. Правда, местная медсестра Катерина Андреевна, или просто тетя Катя, как ее ласково здесь все называют, сначала не хотела допускать юношу к прыжкам. Но многочисленная группа поддержки, приехавшая вместе с начинающим парашютистом, торжественно клялась следить за ним и оказать при необходимости первую помощь, и тетя Катя сменила гнев на милость и объяснила, что нужно делать, дабы избежать несчастного случая.
Были среди нас и такие, для кого прыжки — просто хобби. Еще один мой товарищ по команде совершает каждый год по одному прыжку. А одна девушка каждые выходные приезжает на аэродром с новым бойфрендом и заставляет его прыгать вместе с ней. Неплохая проверка на смелость и преданность.
И вот он, долгожданный миг! Пока стоишь у двери и ждешь сирены, можно с высоты 800 метров рассмотреть дивный пейзаж: лес и озеро, освещенные ярким солнцем. А потом сигнал и… о боже, я это сделала!
Думаете, ощущение счастья охватывает, когда приземляешься на землю цел и невредим? А вот и не угадали!
Самый клевый момент во всем прыжке — когда парашют раскрывается. “Боже, какое счастье, что он раскрылся!” А когда, собрав кое-как парашют, добредаешь, полупьяный от восторга и осознания собственного подвига, все, что ты слышишь, это: “Классно! Замечательно! Здорово! Хочу еще!” А двое из нашей группы после первого прыжка тут же побежали прыгать еще раз. Затягивает, однако…
Из истории
Парашют — от французского parachute (от греческого para — “против” и французского chute — “падение”) — устройство для торможения объекта за счет сопротивления атмосферы. Используют для безопасного спуска с высоты людей, грузов, космических аппаратов, уменьшения пробега при посадке самолетов и др.
Впервые идея парашюта пришла в голову Леонардо да Винчи. В его рукописях есть текст: “Если у человека имеется палатка из накрахмаленного полотна, каждая сторона которой имеет двенадцать локтей в ширину и столько же в высоту, он может броситься с любой высоты, не подвергая себя при этом никакой опасности”.
В 20-х годах XVII века подобной конструкцией воспользовался француз Лавен, когда решил бежать из крепости.
Еще один француз Жан Думье в 1777 году был приговорен к смертной казни. Его обещали помиловать, если во время испытаний “летающего плаща” профессора Фонтанжа он останется в живых. Парняге повезло!
Широкое использование парашютов началось с развитием авиации.
Виды парашютного спорта
Прыжки на точность приземления — задача парашютиста состоит в поражении мишени размером в 3 см.
Фристайл — спортсмен должен показать четкое исполнение гимнастических фигур, сделанных своим телом, в свободном падении.
Купольная акробатика — спортсмены сходятся и выстраивают фигуры, входя в непосредственный контакт с парашютами других спортсменов.
Групповая акробатика — совместный прыжок нескольких парашютистов, координирующих свои действия в свободном падении.
Свуп — парашютисты перед касанием стараются пролететь как можно дальше над землей или водой.
Бейс (башня—антенна—мост—скала) — прыжки с неподвижных объектов небольшой высоты: высоких зданий, скал, опор мостов, глубоких пещер, кранов. Почти во всех странах мира бейс официально запрещен из-за очень высокой степени риска.
Скайсерфинг — прыжок с лыжей и выполнение различных фигур в свободном падении.
Фрифлай — элементы в фрифлае делаются сидя или вниз головой.
Что брать с собой?