Часто в разговоре нас посылают “к черту на кулички”, а точное место и дорогу никогда не указывают. А ведь адрес есть, вполне конкретный и определенный — Славянская площадь и улица Солянка.
МАТ С НЕБА
Место это находится в самом центре Москвы, хотя и ассоциируется у многих как “края, весьма отдаленные”. Слово “кулички” (или “кулишки”) само по себе означает поляну среди болот, каких в старой Москве было множество. В древности эти самые кулички считали пропащим местом, где, по народным поверьям, обитает жуть злокозная и водится всякая нечисть.
По одной из версий, кулички стали чертовыми после того, как одна баба очень не к месту помянула нечистую силу.
Черти откликнулись, и с тех пор началось — шум, огненные всполохи, выпадение икон из окладов и пр. Вот и оказывается, что “кулички” — тот же полтергейст, а это слово, как известно, в переводе с немецкого означает “шумный дух”. По рассказам очевидцев, дух этот ведет себя, как пьяный сапожник — швыряется стульями, увесистыми предметами, ругаясь при этом нехорошими словами.
МАЛЕНЬКИЙ ДЬЯВОЛ
Однажды в Троицкой богадельне, что на Солянке, поздней осенью 1666 года объявился бес. Он сбрасывал старух с постелей и лавок, воровал вещи, кричал вслух всякие нелепицы, нашептывал “грешные глупости”, стучал, гремел, швырял каменьями, не давая им покоя ни днем, ни ночью, оставаясь при этом невидимым.
История дошла до царя Алексея Михайловича, и он велел священникам изгнать нечистого духа молитвами. Но тщетно — дьявол наводил страх еще сильнее, обличая святых отцов в пьянстве и беззакониях. Изгнать его удалось только преподобному Иллариону. Невидимый дух открыл ему свою тайну — он княжеский сын Игнатий, которого мать обругала и послала к дьяволу, который и взял непослушного отрока.
Вроде бы все поутихло, но потом в соседней церкви на Варварской (ныне Славянской) площади начались подобные светопреставления, затем в церкви Св. Владимира, в церкви Рождества на Куличках… Затем снова в Троицкой богадельне. Этакий “бермудский треугольник” на московской земле!
Бесенок, говорят, так и скакал по куличкам, перебираясь из храма в храм, пока наконец не убрался восвояси. Благодаря столь странным событиям в обиходе и появилось крылатое выражение: “у черта на куличках”.
В ПЛЕНУ У БЕСОВ
Если посмотреть на церковь Всех Святых, что на Куличках, то хорошо видно, что ее колокольня сильно накренена! За многовековую историю своего существования храм ушел в землю на 3,5 метра, и его колокольня наклонилась, став очередной “Пизанской башней” Москвы. Старожилы уверены, что это дело рук разбушевавшегося Игнашки!
Первый деревянный храм был выстроен в 1380 году князем Дмитрием Донским в честь победы на поле Куликовом. Кстати, Кулички и Куликово поле, по теории известного академика, бросившего вызов официальной истории, А.Т.Фоменко, — синонимы. Он считает, что именно на Куличках — на территории, простирающейся от Варварских ворот до реки Яузы, — состоялась Куликовская битва.
В конце XVI века на его месте построили каменный храм, устроив под полом обширную усыпальницу. Позже ее ликвидировали, расширив за счет этого остальное помещение. И тут явила себя “нечистая сила”! Во время службы в церкви Всех Святых молящиеся вдруг увидели свечение дьявольское под сводом, странные всполохи пламени под куполом, замелькали в воздухе какие-то тени, иконы по непонятной причине попадали на пол, свечи и лампады потухли, в стенах начался громкий стук. На другой день о случившемся шумел весь город. Народ смекнул: не иначе как Игнатий бедокурит! Духовные власти были растеряны, но вскоре вступили в борьбу с дьяволом. Долгое время не помогали ни молитвы, ни святая вода. Как-то во время очередного сеанса изгнания дьявола в церкви неожиданно раздался ужасающий грохот, разом погасли все свечи, и наступила мертвая тишина — стук в стенах прекратился! Почти на 300 лет!
С 1930 до 1991 г. храм был закрыт. Поначалу его хотели взорвать, но потом решили приспособить под нужды НКВД. В 1991 году храм отреставрировали и вернули верующим. По рассказам очевидцев, во время первых служб иконы стали выпадать из иконостаса, а в воздухе появились голубоватые всполохи пламени. По Москве поползли слухи: Игнашка вернулся! Однако после нового освящения храма “бесовство” никогда уже более не проявлялось. В 1994 году в подвале церкви были обнаружены останки расстрелянных, в память о них установили крест с изображениями новомучеников.
КОЗНИ САТАНЫ
Многие историки утверждают, что на месте нынешнего православного храма некогда находилось капище язычников.
Лингвисты вторят им, говоря, что слово “кулиша” обозначает священное сакральное место. По мнению аномальщиков, здесь “древние боги дремлют, но иногда они пробуждаются ото сна…”. Православная церковь объявила всю аномальщину “делами тьмы”.
По мнению А.К.Приймы, “Полтергейст (ПГ) — это мертвые дети”. В его книге “Вести с того света” утверждается, что ПГ производят или “психические сущности” умерших детей, или души детей, проклятых матерью, “посланных ими к черту”. Ребенок скучает, ему хочется пошалить. Вот он и шалит, по-детски радуясь, быть может, страху хозяев дома.
Старейший же уфолог России академик Юрий Фомин выдвинул гипотезу о внеклеточных информационных распределительных структурах — ИРС. Фомин на основе многолетних исследований сделал вывод, что большая часть нашей памяти содержится в ИРС — информационном биополе, располагающемся вне человеческого тела. После смерти человека ИРС — сгусток поля — не исчезает. Он может существовать, подпитываясь энергией живых людей. ИРС, оставшиеся от наших предков, могут становиться домовыми. Они следят за порядком в доме, в котором живут их потомки, помогают в повседневной работе, а порой наказывают за лень и бесхозяйственность. Другими словами, барабашка (полтергейст) — это разгневанный домовой.
РАЗЖАЛОВАННЫЙ АНГЕЛ
По поводу происхождения бесов существуют также древние легенды. Самые интересные две. Первая говорит о происхождении чертей (лешего, водяного, домового) как о результате борьбы Бога и Сатаны. Восставшие ангелы во главе с Люцифером были свергнуты Богом с небес в преисподнюю и превратились в духов злобы — демонов. Они делают все, чтобы свергнуть с пути истинного как можно больше душ, стараясь увлечь людей в рутину греха, в которой сами погрязли.
Бог разжаловал ангелов, которые дерзнули проникнуть в тайну его величия, изгнав с небес и определив на вечные времена сторожить воды, леса и горы. Кто в момент наказания находился в доме, сделался домовым, в горах — горным духом, в воде — водяным, в лесу — лесовиком, или лешим.
ДУША ДОМА
По другой версии, домовыми считались души умерших предков, которые даже после своей смерти оставались хранителями очага. По большей части они принимали облик деда или прадеда. Так, домовой — это маленький старичок в красной рубахе, похожий лицом на главу семьи, только заросший до глаз волосами и с коготками на мохнатых лапах, рачительный хозяин, вечный хохотун, хлопотун, зачастую ворчливый, но в глубине души заботливый и добрый.
По народным поверьям, домовой рождался из душ деревьев, срубленных для строительства дома. Не годились для этого деревья скрипучие (в них плачет душа замученного человека) и засохшие на корню (в них нет жизненных сил, а значит, люди в доме станут болеть). Срубая деревья, наши предки винились перед древесными душами, подолгу постились и приносили “строительные жертвы”. Череп коня или быка закапывался под красным (восточным) углом дома, в котором помещались резные изваяния богов, а позже — иконы.
На Руси верили — никакой дом не стоит без домового. Домовой — это душа дома, покровитель жилища и живущих в нем людей. При этом он непредсказуем — может быть добрым, причудливым и даже злым. От уважительного отношения к домовому зависело благополучие дома. Нерадивым хозяевам “суседушка” устраивает мелкие пакости, а домовитым — помогает. А уж если хозяйка ему понравится, то во сне наплетет ей на голове несчетно маленьких косичек. Ей хлопотно, поди расчеши потом, а ему радость — приукрасил свою любимицу.
Считалось, что в отсутствие людей домовой по ночам принимает облик хозяина, расхаживая в доме и пугая воров. Ну а если кража все-таки случилась, то он находит вора и воет у него дома, заставляя отдать награбленное.
ГНЕВ ДОМОВЕНКА
Если домовому живется хорошо, он обзаводится женой и ребенком — домовенком. И все их семейство дружно помогает людям вести хозяйство, беречь имущество от порчи, кражи и других бед. Если же этот добрый дух остается холостяком, то от скуки может частенько проказничать. Ночью щиплет до синяков, наваливается на спящего и давит его так, что ни пошевелиться, ни слова сказать. Обыкновенно в это время спрашивают, к худу или к добру, а домовой отвечает тихим голосом “да” или “нет”.
Помириться с рассерженным домовым нетрудно: стоит только подложить под печку табачку, до которого он большой охотник, налить водочки и сделать небольшой подарочек.
Любимая забава домового — прятки. Он прячет нужную вам вещь и развлекается, наблюдая за вашими отчаянными поисками. Чтобы пропажа нашлась, нужно сказать: “Домовой, домовой, перестань шутить со мной. Вещь взял, поиграл — положи на место”. Если же он шалит слишком часто — значит всерьез страдает от одиночества. В этом случае намекните ему, что вы будете не против его женитьбы и повяжите платочек вокруг ножки стула, не забыв сказать: “Домовой-дедушка, вот тебе подружка, на нее взгляни, то, что взял, верни”.
Считается, что переезжать нужно только вместе с домовым. С угощением и уговорами перенести в стоптанном лапте (валенке) на новое место.
ИМЕНИНЫ НЕЧИСТОГО
Существует поверье, что в ночь с 10 на 11 февраля домовой справляет свои именины. Днем православные чтят память прп. Ефрема (Сирина), а вечером чествуют и ублажают “дедушку-суседушку”. На Руси в этот день с утра ходили в церковь, а с наступлением темноты закармливали своего домового. После ужина оставляли за печкой горшочек каши, обложенный горячими углями, чтобы каша не остыла до полуночи, когда домовой придет ужинать.
На этом празднике у нечистого духа все было, как у людей, — и угощение, и подарки. Рядом с печкой клали монеты, карты, игрушки — домовой поиграть любит. Зажиточные люди дарили имениннику серебряную монетку, чтобы помогал “дому богатеть”. Люди победнее — монетку медную.
Уверяли, что домовой жуть как не любит шума и ссор, поэтому в день его именин все старались говорить друг с другом тихо и ласково. Было принято также, выходя из бани, оставлять там ведро и веник, чтобы и домовой мог помыться-попариться. Домовой по своей воле редко показывается хозяевам. Но в эту ночь, по преданию, его можно увидеть.
Налейте домовенку в рюмочку водки и положите рядом кусочек пирога и по душам поговорите с ним. Если он любит вас, рюмка быстро опустеет. А домовой в благодарность за внимание сохранит мир и покой в семье, сбережет дом от бед и разорения.
МОХНАТАЯ ЛАПА
Не любит домовой, когда в него не верят да старину хают, традиции не соблюдают. В отместку может здорово насолить.
Согласно народным поверьям, домовой предсказывает будущее, предупреждает о грядущей неприятности в доме разными звуками и знаками: дергает за волосы — к семейной ссоре. Стучит по трубе — к обидам. Гремит посудой — к пожару. Охает — к убыткам, плачет — к горю. Скачет — к радости, песни мурлычет, смеется — к скорой свадьбе.
Домовой любит перевоплощаться в разных животных, особенно в кошку. Поэтому идеальным подарком для него будет маленький котенок. Если домовой примет “зверя”, то обязательно возьмет его под свое покровительство и может жестоко отомстить тому, кто его обидит. Недаром говорят: “кто убьет кота, тому семь лет ни в чем удачи не будет”.
Днем домовой общается с обитателями жилища именно через кошку. Последите за животным: долго умывается — ждите гостей, лезет на кровать — к холодам; ложится животом вверх — к благополучию в семье, тянется лапами к хозяину — к прибыли. Если домовой погладит во сне хозяина мохнатой лапой котенка — к богатству, теплой — к добру, холодной и шершавой — к худу.
В следующем выпуске “Зазеркалья” мы расскажем о магических местах Москвы, помогающих влюбленным осуществить самые романтические желания.
КАК ЗАДОБРИТЬ ДОМОВОГО?
n Пусть в новый дом первой войдет кошка.
n Регулярно убирайтесь в доме. Пыль и беспорядок очень не нравятся домовому.
n Никогда не ругайтесь. Негативная энергетика пугает домового и открывает дверь всякой нечисти.
n Не забывайте отпраздновать 10 февраля — Кудесы — день угощения домового.
n Отмечайте и 1 апреля — день пробуждения домового. Считается, что в этот день домовой просыпается от зимней спячки и часто бывает не в духе. Поэтому “суседушку” лучше задобрить. Кстати, когда-то в этот день москвичи надевали одежду наизнанку, подобно пращуру, который, как известно, носит свою меховую жилетку швами наружу; на ногах должны были быть разные носки или обувь, а в разговоре все старались обмануть друг друга или пошутить.
Со временем про умасливание домового 1 апреля забыли, но традиция шутить, разыгрывать и обманывать в этот день осталась.