Виски лучше, чем водка?

Несистемная оппозиция страдает не только от преследований со стороны власти, но и от того, что она слишком на эту власть похожа

В политическом плане детство у меня было невеселое. Вырос в рейнландской деревне, где практически все были католиками. И практически все голосовали за консервативный ХДС (Христианско-демократический союз).

Несистемная оппозиция страдает не только от преследований со стороны власти, но и от того, что она слишком на эту власть похожа
Людмила Алексеева, Эдуард Лимонов

Помню, как после дней голосования и у моих родителей, и у других взрослых были хмурые лица: опять ХДС проиграл — либо сражение за парламент земли в Дюссельдорфе, либо, хуже того, за бундестаг в Бонне. Я, школьник, болел за этот ХДС, как за футбольную команду. Болел за Гельмута Колля, молодого богатыря с открытым лицом, как за звезду этой невезучей команды. И верил суровой (и достаточно клеветнической) критике своей тетки Анне-Марии в адрес лидеров тогдашней партии власти СДПГ: “Брандт (бывший канцлер и лидер партии) — алкаш, а Шмидт (настоящий канцлер) — болтун”.

Но вот когда детство мое уже было позади и я уже уехал из родительского дома учиться, наконец свершилась победа: мелкая либеральная партия, коалиционный партнер социал-демократов, кинула Шмидта, перешла на сторону ХДС, и канцлером стал Колль. После чего он выигрывал одни выборы за другими и в конце концов стал толстым, самодовольным, этаким генсеком, и достал даже мою маму, которая в знак протеста голосовала за социал-демократа Шрёдера. А тот, в свою очередь, через 8 лет тоже всем надоел...

Короче, я с детства привык к тому, что оппозиция красит человека, делает его лицо смелее и симпатичнее, чем у зануд-правителей.

В России, как известно, все по-другому. Не могу сказать, что российские зануды-правители симпатичнее, чем немецкие. Уже потому, что в отличие от Колля, Шрёдера или Меркель практически никто из них никогда не был в оппозиции, не выигрывал выборы без административного ресурса. Сложно болеть за футбольную команду, когда у нее отсутствуют ворота, в которые противник мог бы забить...

А что оппозиция? Тут также есть проблемы с симпатиями.

Ну кому интересно болеть за зюгановых-жириновских-мироновых, лидеров системной оппозиции, только ради их честных лиц? Фракции их партий в Госдуме уж слишком похожи на фракции псевдопартий в Народной палате бывшей ГДР, которые всегда послушно голосовали за предложения СЕПГ (Социалистической единой партии Германии).

Конечно, есть еще несистемная оппозиция. Есть богемно-светские революционеры типа Эдуарда Лимонова, для которых политика — одна большая охота за адреналином и свежими девушками. Но в этой непарламентской оппозиции есть и политики, которые честно выигрывали выборы, долгие годы пахали на своих избирателей. К примеру, барнаулец Владимир Рыжков или Сергей Митрохин из “Яблока”.

Есть и оппозиционеры с харизмой. Кто после Нового года не симпатизировал арестанту Борису Немцову? А летом 2009 года кандидат в мэры Сочи Немцов своим хриплым от бесконечной агитации голосом останавливал прохожих на улицах города — и интриговал, смешил, убеждал их. Он выглядел куда симпатичнее своего косноязычного конкурента от партии власти, который неделями прятался не только от журналистов, но и от избирателей. Были бы те выборы абсолютно честными — Немцов имел бы реальный шанс стать мэром Сочи. Но надолго бы он им остался?

Говорят, что ветер на сочинском побережье недостаточно сильный, что там не очень круто заниматься кайтсерфингом. А ведь фанат-политик — это только один Немцов. Второй Немцов — фанат кайтсерфинга — предпочитает волны высотой с трехэтажный дом на Маврикии. Во всяком случае, так он написал в своей книге “Исповедь бунтаря”. Эта “исповедь” — учебник жизни, в котором бывший вице-премьер советует своим читателям вместо пива пить качественное сухое вино, чтобы сохранить фигуру. Утверждает, что виски лучше, чем водка. И рекомендует не брать с собой девушек в немецкую клинику, если ты едешь туда, чтобы похудеть (ведь диета снижает аппетит к девушкам).

Этакий матерый плейбой учит жизни московскую золотую молодежь. Размышления демократа Немцова очень похожи на остроумно-самовлюбленные монологи национал-большевика Лимонова в глянцевом журнале GQ.

В Германии, где солидность — самое необходимое качество для политика, подобные “исповеди” означали бы карьерное самоубийство. Ну да ладно, не буду немцем-занудой. В Италии, например, шансы у Немцова еще бы и выросли. Но в России... Какой избиратель здесь может иметь общего тренера по кайтсерфингу с олигархом Прохоровым? Какой русский мужик ездит худеть в немецкие клиники?

И Немцов — отнюдь не единственный в России оппозиционер-либерал, которого тревожат совсем иные, чем простой народ, проблемы.

Его соратница Ирина Хакамада, например, советует жителям российских городов съездить в маленькую экспедицию по малайзийским джунглям или африканским саваннам, чтобы стряхнуть с себя стрессы цивилизации. Вперед, россияне, в джунгли, в саванну со своим среднедушевым доходом 19 000 рублей в месяц!

Или возьмем Михаила Касьянова, экс-премьер-министра, а нынче лидера “Российского народно-демократического союза”. Уже будучи демократом-оппозиционером, он объяснял народу свое бывшее право на перекрытие дорог для проезда своего кортежа такими же словами, как недавно Владимир Путин: “Считаю, что дороги можно перекрывать только для двух лиц государства, чтобы они могли исполнять свои обязанности круглосуточно: для президента и премьер-министра”.

Боюсь, что, если бы Кремль наконец-таки согласился на честные и свободные выборы на федеральном уровне, ни Касьянов, ни Немцов не спасли бы демократов от очередного поражения. Как сказал о честных выборах музыкант Шнур: “Если вы хотите честного результата — он будет страшен”.

Недавно Касьянов, Немцов и другие товарищи учредили новую Партию народной свободы, тусовку с довольно популистским названием. А сколько разных названий уже было у оппозиции — “Союз правых сил”, “Другая Россия”, “Солидарность”, “несогласные”...

Лидеры Партии народной свободы уже празднуют свою победоносную кампанию по привлечению новых членов в российской глубинке. А что глубинка?

Один мой знакомый из Твери, сам оппозиционер, рассказывал мне, как он организовывал там конференцию для “Солидарности”: “Мне дали на все про все 7000 рублей. А из московской “Солидарности” приехали три гостя. Все на “Сапсане”. Только билеты у них стоили 15 000 рублей...”.

Московская оппозиционная тусовка не очень-то заботится о настроениях своей провинциальной пехоты. И в этой тусовке новые лица — уже давно редкость. Чем она тоже сильно напоминает власть. Постоянно мелькают одни и те же персоны. И многие из них сейчас более всего озабочены тем, кто будет единым кандидатом в президенты. Например, Касьянов. Перед последними президентскими выборами он долго ссорился и капризничал, пока все остальные кандидаты от оппозиции не сняли свои кандидатуры. А потом “мерзавцы из ЦИКа” его даже не зарегистрировали. Кто-то из моих русских коллег тогда даже предположил, что Касьянов в оппозиции — засланный казачок из Кремля.

Я ничего об этом не знаю. Зато хорошо заметно, что у Касьянова-оппозиционера давно появилось выражение лица будущего президента — слегка обиженное, но полное предчувствия собственного величия. Выражение лица, кстати, тоже роднит многих оппозиционеров с чинами из “Единой России” или “Молодой гвардии”...

Другой сопредседатель новой Партии народной свободы, молодой либерал Владимир Милов, уже также откровенно признался, что готов принять участие в президентских праймериз объединенной оппозиции. При этом кажется, что он и голосом, и мимикой пытается походить на своего старшего товарища — Бориса Немцова. Подобное явление наблюдается и в верхах российской власти. Может быть, Милов уже рассчитывает на создание либерально-демократического “тандема” после побед на парламентских и президентских выборах?..

Я давно уже не верю в то, что какой-нибудь богатырь с открытым лицом из ХДС или СДПГ спасет Германию. А немецких либералов вообще терпеть не могу. Немецкие “зеленые” тоже изрядно обуржуились, но я голосую за них по принципу меньшего зла.

А в России?

А в России я хорошо понимаю тех граждан, которые, исходя из того же принципа, скучают по исчезнувшей из ваших избирательных бюллетеней графе “против всех”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру