У национализма нет национальности

Статья 282 УК РФ — не только «русская»

В последнее время с высоких трибун не раз говорили о росте экстремизма среди молодежи и необходимости борьбы с теми, кто пропагандираут межнациональную рознь. Какова ситуация и как этому противостоять, «МК» выяснил в беседе с начальником Управления по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму Генеральной прокуратуры Российской Федерации Вячеславом Сизовым.

Статья 282 УК РФ — не только «русская»

—Вячеслав Викторович! Как Вы оцениваете сложившуюся в настоящее время ситуацию в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений? Какие меры в сфере противодействия экстремизму предпринимаются Генеральной прокуратурой России?

—Ситуация сложная, но небезнадежная. Сложность ее обусловлена множеством факторов, объективно влияющих на негативное развитие процессов в указанной сфере.

Во-первых, в условиях природных катаклизмов и кризисных явлений в мировой экономике, на фоне нарастания миграционных потоков неизбежно происходит обострение межэтнических противоречий во многих странах, растет нетерпимость отдельных категорий граждан в государствах, обладающих высоким качеством жизни, что не может не отражаться на ситуации и в нашей стране.

Во-вторых, в свете происходящих негативных событий активизируется деятельности деструктивных сил, использующих любые осложнения в своих человеконенавистнических целях.

Кроме того, на территорию России проникают и распространяются на ней религиозные экстремистские взгляды.

Влияет на дестабилизацию ситуации и распространение экстремистских идей через СМИ и Интернет.

Нельзя забывать и о коррупции, которая ведет к расслоению общества, а соответственно, и к протестным настроениям по поводу несправедливого распределения общественных благ, а также определенные недоработки при проведении работы по духовно-нравственному воспитанию молодежи, в том числе воспитания уважения к лицам другой национальности.

Это только некоторые из основных причин. Что касается перспектив дальнейшего развития ситуации, то вся правоохранительная система работает на стабилизацию сложившегося положения.

В структуре Генеральной прокуратуры Российской Федерации создано специальное подразделение по надзору за исполнением законов в указанной сфере, принят ряд дополнительных системных мер по усилению надзорной деятельности по отраслям надзора, как напрямую связанной с вопросами противодействия экстремизму, так и смежными вопросами, оказывающими опосредованное влияние на ситуацию. Это проверки в сфере образования, миграции, СМИ, деятельности общественных и религиозных объединений, занятости населения и т.п.

Так, в 2010 году в сфере исполнения законодательства о межнациональных отношениях и противодействии экстремизму прокурорами проведено 58 175 проверок, в результате которых выявлено 127 137 нарушений, для устранения которых внесено 44 110 актов прокурорского реагирования.

Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью, в том числе в сфере противодействия экстремизму: проводятся координационные совещания, совместные целевые мероприятия для выявления и пресечения преступлений, а также устранения причин и условий, способствующих их совершению, осуществляется обмен информацией и т.д.

Кроме того, субъекты антиэкстремистской деятельности – федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления – за последние годы значительно активизировали деятельность по противодействию экстремизму.

—Вячеслав Викторович, а что происходит сегодня в области экстремистской преступности? Если судить по обилию публикаций, особенно в электронных СМИ, то создается впечатление, что насилие на межнациональной почве просто таки захлестнуло страну?

—Я бы не стал давать такие громкие оценки, но ежегодный рост числа преступлений, отнесенных законодателем к категории экстремистских, мы отмечаем стабильно. В среднем ежегодно число регистрируемых преступлений увеличивается на сотню. Если в 2006 году было зарегистрировано 263 преступления, в 2007 – 358, в 2008 – 460, в 2009 – 548, в 2010 – 656 преступлений. За 4 месяца 2011 года количество преступлений экстремистской направленности составило 213, что несколько больше, чем в аналогичном периоде 2010 г..

Однако столь заметный рост мы, в первую очередь, связываем с повышением активности правоохранительных органов в области выявления и пресечения преступлений экстремистской направленности. В 2006-2007 годах прокурорам удалось скоординировать работу правоохранительных органов в борьбе с этим злом. Стоит отметить, что среди преступлений, зарегистрированных в 2008-2010 годах как экстремистские, немало, например, убийств, совершенных в предыдущие годы на межнациональной почве. Это не значит, что они вообще не были зарегистрированы – были, но в «общеуголовной» статистике числились, как нераскрытые убийства.

Из общего числа, преступления, совершенные с применением насилия составляют около половины. Другая часть – это призывы к осуществлению экстремистской деятельности и распространение материалов, направленных на возбуждение ненависти и вражды на межнациональной и межконфессиональной почве.

Уголовные дела о преступлениях экстремистской направленности в 2010 году рассматривались судами 66 регионов России. Наибольшее число осужденных лиц признаны виновными в совершении деяний направленных на возбуждение ненависти либо вражды, унижение человеческого достоинства по признаку расы, национальности, отношения к религии, принадлежности к социальной группе.

Объектами экстремистских нападений чаще становятся мигранты из стран Центральной Азии (в основном узбеки, киргизы, таджики), азербайджанцы, представители народов Дагестана, выходцы из стран Африки, Восточной и Юго-Восточной Азии.

Вместе с тем, все большее число славян становятся жертвами этнически мотивированных нападений, причем не только в северокавказских республиках.

—А в связи с публикациями в Интернете тоже возбуждаются уголовные дела?

—Да, и не мало. Ведь Интернет – публичное пространство. К материалам, размещаемым на его просторах, потенциально может иметь доступ неограниченное число лиц. Согласитесь, если за распространение, скажем на улице, газеты или листовки экстремистского содержания лицо привлекалось бы к уголовной ответственности, а за размещение идентичной информации в Интернете – нет, то нарушалась бы всякая логика и здравый смысл.

Наибольшую популярность у противоправно ориентированной категории граждан получили так называемые «социальные сети», насчитывающие миллионы пользователей. Так сеть «В Контакте» насчитывает около 60 млн человек. Только за 2010 год следственные органы возбудили 13 уголовных дел, связанных с распространением в этой сети материалов экстремистского характера, в некоторых случаях установлены факты использования сайта для объединения в группы с целью совершения преступлений экстремистской направленности, с последующим размещением видеоматериалов преступления в сети.

Мониторинг показывает, что экстремисты продолжают в этой сети поиск единомышленников, пользуясь бездействием организаторов и модераторов сети.

За 2010 год 53 материала в сети Интернет признано судами экстремистскими.

На сегодняшний день в производстве следственных органов находятся десятки уголовных дел о размещении в Интернете материалов направленных, в основном, на возбуждение расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды, некоторые их них открыто призывают к осуществлению террористической деятельности, или даже оправдывают терроризм. Ряд таких фактов вскрыт непосредственно Генеральной прокуратурой.

Некоторые преступления, связанные с размещением в Интернете материалов экстремистского характера, получили широкий общественный резонанс и освещение в средствах массовой информации. К примеру, видеоролик демонстрирующий убийство двух людей – одному отсекают голову, а другого убивают из огнестрельного оружия. Этот ролик был распространен вначале на американском сервере, затем на сайте, расположенном в Германии, после чего был опубликован в российском сегменте сети. Ряд уголовных дел, связанных с его размещением успешно расследован, виновные осуждены, однако в связи с тем, что ролик нет-нет да «всплывает» в различных социальных сетях, созданных в Интернете, уголовные дела в отношении распространителей возбуждаются и по сей день.

—А выявлены ли те, кто этот ролик не только разместил, но и снял? Долгое время шли споры, реальное это убийство или инсценировка?

—К сожалению, найти тех, кто это совершил — пока не удалось. Дело приостановлено в 2009 году. Но то, что это преступление подлинное – доказано экспертизой.

Выявление лиц, виновных в совершении подобного рода преступлений, их изобличение затруднено несовершенством нормативно-правовой базы, фактической анонимностью пользователей и размещением провокационных сайтов, как правило, за пределами юрисдикции российских правоохранительных органов.

И все же, несмотря на имеющиеся проблемы, нам совместными усилиями с органами следствия и органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, удается формировать практику, направленную на привлечение виновных к ответственности.

—Вы упомянули некие деструктивные силы, усилия которых направлены на подрыв устоев российской государственности. Кого Вы имели в виду?

—На первом месте, безусловно, находятся лидеры молодежного экстремизма. На фоне отсутствия «социального лифта» и несформировавшейся мотивации позитивных установок, кризиса культуры и духовной дезориентации, молодежь становится все более восприимчивой к радикальным идеям. Спектр широк: от религиозного до националистического и социального. Отмечены попытки установления и расширения влияния со стороны объединений, использующих псевдопатриотическую и националистическую риторику, за деятельностью спортивных фанатов, что создает предпосылки к увеличению количественного состава националистических группировок и популяризации экстремистской идеологии. Этот фактор стремятся использовать в своих интересах также представители партий и движений, активно разыгрывающих «национальную карту» и пытающихся привлечь на свою сторону «скинхедов», членов фанатских группировок, как наиболее подготовленных в боевом плане.

Все более вызывающими становятся попытки лидеров ряда объединений национал-радикальной направленности организации несанкционированных массовых политизированных акций. Яркий пример – декабрьские события на Манежной площади в Москве и других городах, повлекшие за собой нарушение общественного порядка и совершение ряда преступлений, в том числе на почве национальной ненависти.

Естественно, речь идет не только о скинхедах и других, так называемых, «правых», но и о движении «антифа», которое по методам мало чем отличается от своих оппонентов. Тоже самое касается и представителей других радикальных националистических групп, независмо от их местонахождения. Поэтому укоренившееся среди националистов понятие, что 282 статья УК РФ - «русская», не соответствует действительности. Перед законом все равны.

Сдвинулись с места по делам в Башкирии, Татарстане, Уральском Федеральном округе, Сибири. Там есть дела в отношении неславян.

Другой аспект – распространение на территории страны радикальных форм ислама, неоязычества, некоторых так называемых новых религиозных движений, не имеющих ничего общего с традиционными для народов Российской Федерации религиями. Серьезной проблемой стало вовлечение россиян в деструктивные религиозные организации, где псевдорелигиозная риторика является одним из способов вербовки молодежи в ряды бандформирований.

В настоящее время судами Российской Федерации по искам прокуроров признаны экстремистскими и запрещена деятельность 23 объединений, из них 9 религиозных, 7 националистических. Московским городским судом удовлетворено заявление прокурора города Москвы о признании экстремистским и запрете деятельности широко известного Движения против нелегальной иммиграции. Основанием для обращения в суд послужило совершение участниками движения преступлений экстремистского и насильственного характера, приведших их на скамью подсудимых. Это не одиночное явление в среде национал-радикалов. Рано или поздно националистическая риторика и завуалированные призывы к сопротивлению власти, мигрантам или какой-то социальной группе заменяется конкретными действиями. Эксцессы исполнителей, как показывает практика, в большинстве случаев неизбежны.

—Но не кажется ли Вам, что борясь с легальными организациями и движениями националистов типа ДПНИ, «Славянский Союз», НСО и запрещая их деятельность, тем самым мы сами же создаем опасный прецедент, порождая еще более страшное направление экстремизма в лице «автономов». Полулегальных националистов хоть как-то можно сдерживать и вести с ними диалог. А автономы действуют маленькими закрытыми группами и, как правило, поймать их можно только после совершения преступления, как это было с убийством адвоката Маркелова и журналистки Бабуровой. В этом случае профилактика почти невозможна.

—С автономами будем бороться по мере их появления. Другого пути у нас нет.

—Какая работа проводится правоохранительными органами по предотвращению незаконной миграции и проникновению на территорию Российской Федерации дестабилизирующих элементов?

—Миграционные процессы, особенно незаконная миграция, по-прежнему относятся к факторам, оказывающим непосредственное влияние на состояние межнациональных отношений, и способствующим нарастанию межнациональной напряженности и экстремистским проявлениям.

С одной стороны, за счет миграции решается вопрос о воспроизводстве трудовых ресурсов, с другой – имеет место проникновение в страну лиц, лишенных зачастую внутренней системы ценностей. Прокурорские проверки свидетельствуют, что последний аспект, создающий реальную угрозу государственной безопасности Российской Федерации, не в полной мере учитывается уполномоченными в данной сфере деятельности органами, что формирует условия для легализации на территории страны лиц, причастных к деятельности международных экстремистских и террористических организаций, вербовки ими новых сторонников, насаждения среди населения религиозно-экстремистских взглядов.

Неадекватное распределение рабочих мест между коренным населением и приезжими работниками способно породить недовольство каждой из сторон, и вызвать конфликт. Прокурорами отслеживается исполнение трудового законодательства и законодательства о занятости, в том числе работодателями.

В ряде субъектов Российской Федерации предложения по объемам квот на 2010 год и объемы согласованных лимитов явно завышены, квоты на привлечение к труду иностранных граждан предоставлены юридическим лицам, не занимающимся хозяйственной деятельностью.

Проведенный анализ прокурорской практики в этой сфере позволяет сделать вывод о том, что территориальным органам внутренних дел и ФМС не удается эффективно противодействовать правонарушениям в сфере миграции, снижена требовательность к работе участковых уполномоченных полиции по проведению ими систематических проверок соблюдения правил регистрационного учета, ведению списочного учета постоянно проживающих на их участке иностранных граждан и лиц без гражданства и осуществлению ежемесячных проверок их фактического проживания по адресам.

В 2010 году прокурорами субъектов Российской Федерации в сфере миграции выявлено 2644 нарушений законов о межнациональных отношениях и противодействии экстремизму. По всем фактам нарушения закона прокурорами приняты меры.

—Есть ли положительные примеры нестандартных подходов в работе с молодежью?

—Учитывая, что молодежь является наиболее уязвимой категорией граждан, подпадающих под влияние экстремистских идеологий, есть ли положительные примеры нестандартных подходов в работе с молодежью, воспитания толерантности и уважения к лицам иных национальностей.

В ходе выездов работников управления в прокуратуры субъектов России с целью проверок либо оказания практической и методической помощи изучается и местный опыт, нестандартные формы борьбы с экстремизмом.

Например, при выезде в прокуратуру Ставропольского края при анализе проведения молодежной политики наше внимание привлек интересный подход к проведению работы по воспитанию толерантности, проводимый администрацией края, на фоне далеко не простой ситуации, складывающейся на территории Северо-Кавказского федерального округа. В августе 2010 года на территории края был организован Первый Всекавказский молодежный образовательный лагерь «Машук-2010». В его работе приняли участие около 2000 молодых людей из республик округа, в том числе 600 жителей Ставропольского края.

Основной целью создания лагеря стала подготовка эффективной команды молодых лидеров, способных вывести молодежную политику, культуру, техническое творчество и другие направления деятельности Северо-Кавказского федерального округа на новый, более высокий уровень развития.

Из Ставропольского края, Чеченской, Карачаево-Черкесской, Кабардино-Балкарской республик, республик Северной Осетии - Алании, Дагестана, Ингушетии, а также из Абхазии и Южной Осетии к участию в работе молодежного форума были приглашены молодые лидеры общественного мнения, предприниматели, социальные лидеры, активисты и волонтеры, представители культуры и искусств, журналисты и блоггеры, спортсмены, молодые учителя и краеведы, а также команды по техническому творчеству, которым была предложена образовательная программа в соответствии с выбранным ими направлением. Почетными гостями стали руководители субъектов CКФО, архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан, муфтий Ставропольского края Мухамад-Хаджи Рахимов, известные журналисты, деятели культуры, спортсмены.

В течение всего периода функционирования лагеря не произошло ни одного конфликта на межнациональной почве. Его проведение показало, что молодежь разных национальностей может жить, обучаться, развлекаться и общаться совместно. Когда есть единство интересов, быта, когда им комфортно друг с другом, тогда не будет места экстремистским проявлениям. Отличным подтверждением этому стали совместные акции ребят, проекты, на развитие которых они получили гранты. Как нам пояснили в Комитете Ставропольского края по делам молодежи, многие ребята продолжают общаться и сейчас, готовятся принять участие в работе молодежного форума уже в этом году, который также пройдет на территории Ставропольского края в июле 2011 года.

В заключение хотел бы сказать, конечно, нерешенных проблем еще достаточно много, однако только при максимальном использовании потенциала всех заинтересованных органов и организаций, а также правомерного поведения всех граждан, возможно значительно минимизировать напряжение в сфере общественных отношений и кардинально улучшить ситуацию как в интересах каждого гражданина, так и государства в целом.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру