Российский автопром останется ведром с гайками

Это одно из последствий введения утилизационного сбора

1 августа страна официально войдет во Всемирную торговую организацию. Российские власти приготовили хитрый ход: и правила ВТО не нарушить, и свой автопром защитить. Речь идет об утилизационном сборе, ставки которого предлагается установить куда выше европейского уровня (100-200 евро). А именно, согласно инициативе Минпромторга, до 600 тыс. рублей для «легковушек» и до 1,5 млн. для грузового транспорта. Эксперты объяснили «МК», откуда взялась такая разница и чего ждать от нововведения потребителю.

Это одно из последствий введения утилизационного сбора

тестовый баннер под заглавное изображение

«У всех тех, кто планировал приобрести автомобиль не российской сборки, еще есть время сделать это по текущим ценам», — полагает президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Андрей Петренко. По мнению большинства экспертов, с 1 августа новый «налог» ввести просто не успеют — есть время до осени.

По задумке, чиновники перекроют «кислород» подержанной технике, идущей к нам из-за рубежа. А так как все самые популярные модели сегодня собираются в России, на массовом покупателе введение утилизационного сбора практически не отразится, уверены эксперты. Ведь платить его будут только импортеры техники в РФ — наши автопромовцы и сборщики отделаются «гарантиями утилизации».

Из «легкового сегмента», как считают эксперты, подорожают только машины среднего и премиум-класса — например, популярные немецкие «Мерсы». Но, как со знанием дела сказал «МК» глава РСПП Александр Шохин, покупатели авто-люкс небольшой наценки в несколько десятков тысяч практически и не заметят.

А вот для качества изделий автопрома изгнание б/у авто, проникающих к нам из-за бугра, несет угрозу. По мнению первого зампреда комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству, лидера общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслава Лысакова, из-за снижения конкуренции это самое качество может упасть. Лысаков в связи с этим рассказывает притчу о том, как представители американского автопрома пришли к Рейгану и попросили его «сделать что-то» с японцами, на долю которых приходилось большая часть продаж авто в США. Рейган ответил, что не видит в этом проблемы: «Делайте автомобили лучше, чем у конкурентов, и люди будут их покупать».

Но для нашего автопрома делать конкурентоспособную продукцию проблема — поэтому приходится выкручиваться при помощи хитрых мер, против которых уже возмутились представители ВТО. Даже коллеги по Таможенному союзу, опасаясь проблем с собственным вступлением в торговый клуб, не согласились вводить утилизационный налог по примеру России. Об этом премьеры Казахстана и Белоруссии без обиняков сообщили на днях Дмитрию Медведеву.

Но у нас этот шаг — дело решенное. Вопрос только в ставках. Порядок уплаты сбора, а также его размеры установит правительство после принятия законопроекта на эту тему в Госдуме (пока он прошел только первое чтение). «По предварительным подсчетам Минпромторга и Минэкономразвития, сбор за новую легковую машину может составить 20-45 тыс. рублей, за грузовую — в зависимости от категории (мощности двигателя — „МК“) — от 150 тыс. до 400 тыс. рублей, — сообщил один из авторов поправок, первый заместитель председателя этого комитета, один из авторов документа Владимир Гутенев. — К подержанным машинам будут применены повышающие коэффициенты». А они, по наметкам Минпромторга, внушительные — в результате к цене б\у «легковушек» придется плюсовать до 600 тыс. рублей, к грузовикам — до 1,5 млн.

— Утилизационный сбор задуман, прежде всего, как компенсация потерь от снижения таможенных пошлин в результате вступления в ВТО. Российская сторона обязуется постепенно снизить пошлины на ввоз новых легковых автомобилей с 25% до 15%, а по тяжелым грузовикам до 5%. То есть, по коммерческому транспорту снижение пошлин будет наибольшим, а значит, и утилизационный сбор, чтобы его скомпенсировать, будет больше, — объяснил «МК» руководитель отдела бизнес-оценки"ФинЭкспертизы«, к. э. н. Александр Дорофеев.

По его прогнозу, перепадов цен на автотехнику ждать не стоит: «Могут возникнуть отдельные колебания в момент снижения пошлин и ввода утилизационного сбора, но в среднем эти два фактора должны друг друга компенсировать».

Исполнительный директор «Объединения автопроизводителей России» Игорь Коровкин тоже не ждет ценовых сюрпризов от ВТО и утилизационного сбора. Зато предрекает некоторую перетряску на рынке: мелкие и средние перевозчики, по его прогнозу, переориентируются на изделия отечественного автопрома.

Разницу в утилизационных сборах, введенных в Европе и предлагаемых у нас, эксперты объясняют двумя причинами: во-первых, в России этот «налог» — не просто плата за утилизацию, а компенсация потерь от ВТО. А во-вторых, наши власти пошли дальше европейских, вспомнив, по «случайному» совпадению, об окружающей среде. «Утилизационный сбор, который предлагается для России, это своего рода „ноу-хау“ наших чиновников. Это не просто деньги на утилизацию, как в Европе. Это сборы на защиту окружающей среды, обустройство дорог и тому подобное», — говорит Коровкин. Так что забота об экологии прекрасно ужилась с заботой об «АвтоВАЗе» и другой опекаемом автопроме.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру