Медведев: «Нам нужен свой региональный самолет»

В российский «кукурузник» хотят вставить американский двигатель

 Продолжая эксплуатировать устаревшие российские самолеты, Россия создала льготный режим закупок для иностранных летательных средств. Однако так вечно продолжаться не может, - провозгласил Дмитрий Медведев на совещании по развитию малой авиации в Новосибирске. Минпромторг же предложил особо не мудрить, вставить в «кукурузник» Ан-2 американский движок — и региональный самолет готов.

В российский «кукурузник» хотят вставить американский двигатель

Региональными и местными перевозками в стране пользуются около 4,5 млн человек, что составляет 15% от общего числа пассажиров, сообщил Медведев. Однако с 2003 года число желающих летать по стране не растет. Это плохой признак, считает премьер. Даже крупные города, по его словам, крайне редко связаны между собой прямыми рейсами.

Печальным премьер считает и тот факт, что летать внутри страны гражданам приходится на иностранных самолетах, взятых в лизинг.

— Льготный режим для закупки иностранных самолетов, конечно, должен быть временной мерой, — добавил премьер.

Чтобы региональная авиация действительно развивалась, надо подумать о создании «своего» самолета, заявил глава правительства. «Либо самостоятельно, что, на мой взгляд, пока маловероятно, либо с кем-то из иностранных производителей мирового уровня, — размышлял Медведев. — Я думаю, этим могли бы заняться Минпромторг, Объединенная авиастроительная корпорация и сообщество перевозчиков».

Да чего там думать, тут же нашелся заместитель министра промышленности и торговли Юрий Слюсарь. Надо оснастить российский самолет Ан-2 новым американским двигателем и новой авионикой — и проблема будет решена. Сейчас у России в наличии — 2 тыс. «кукурузников», которые реально подвергнуть «апгрейду».

— Это — наиболее экономически эффективный кратчайший путь к удовлетворению тех потребностей, которые сейчас существуют, — сообщил он.

— Сколько это может стоить? — сразу заинтересовался ДАМ.

— От 500 до 800 тыс. долларов каждый самолет, — отвечал Слюсарь. И поторопился добавить: «Это будет принципиально новый самолет!»

Медведев не стал комментировать сомнительное утверждение о том, что замена двигателя на американский сделает «кукурузник» «принципиально новым».

Однако сомнения возникли у полпреда президента в Приволжском федеральном округе Михаила Бабича. Он предложил даже два варианта на выбор — локализация производства либо самолета Pilatus, либо нового чешского самолета Vector. Обе компании согласны, сообщил он.

Впрочем, он заметил, что существуют и российские разработки регионального самолета — «Рысачок» производства завода «Авиакор» и «Гжель» производства завода «Сокол».

По итогам совещания глава Минтранса Максим Соколов оценил для журналистов перспективы предложенных вариантов.

— У АН-2 хороший потенциал, несмотря на то, что он произведен еще в 1947 году, — сказал он. — Хотя лично у меня от полета на нем не очень хорошие впечатления. Одновременно со мной на нем везли козу, которую, к тому же, сильно тошнило. Сомневаюсь, что российских пассажиров условия полета на Ан-2 удовлетворят. К тому же, он может развивать лишь до 200 км в час. Лучший вариант — «раскрутить» региональные маршруты при помощи Pilatus, а затем уже на такой маршрут можно пускать SuperJet. Иначе полет на нем просто не окупится.

Татьяна ЗАМАХИНА, Новосибирск.

Герой России, летчик-испытатель, эксперт в области авиации Анатолий Кнышов:


- Совещание по авиации, которое проходило в Новосибирске, судя по всему, было плохо подготовлено, так как те, кто обсуждал на нем проблемы региональной авиации, похоже, умудрились перепутать все на свете. Даже в окружении премьера Медведева не нашлось человека, который бы смог ему объяснить, чем отличается региональная авиация от малой, о которой, видимо, и шел разговор на совещании.

Между тем, в Воздушном Кодексе страны точно определено, какие машины относятся к региональной, а какие к малой авиации.

Малая авиация — это санитарные самолеты или вертолеты: небольшие машины, которые производят пожарный мониторинг лесов, проверяют газопроводы. Это малые — 3-4-местные самолеты, которые могут использоваться для обучения. Сегодня это еще и небольшие частные самолеты. А в советские времена яркий пример малой авиации — фильм «Мимино», где главный герой возит пассажиров от одного поселка в горах к другому. Задача малой авиации — передвижение внутри одного региона, поэтому вместимость машин, как правило, 8-10 человек или чуть больше.

А вот региональная авиация — это уже перевозки до 1000-1500 км и самолеты вместимостью 30-100 мест, которые должны по небу связывать областные города. Особенно региональная авиация важна для Сибири и других отдаленных мест, где нет нормальных дорог, а реки, по которым могут доставляться грузы, полгода покрыты льдом и снегом. 

За последние 20 лет региональная авиация в России была практически полностью уничтожена. И самый амбициозный проект российского авиапрома — региональный самолет Sukhoi Superjet-100” (SSJ-100) должен был решить эту проблему. Но, выходит, все бюджетные миллиарды, что вбивались в него последние 10 лет, выброшены впустую, если премьер, говоря о региональной авиации даже не упомянул о SSJ-100? Напротив, он предложил создать новый самолет, как будто регионального SSJ-100 не существует и в помине. Надо понимать так, что деньги, потраченные на раскрутку этого проекта, ушли в никуда, и нам снова требуется выделять из бюджета десятки миллиардов на очередной региональный самолет?

Ну а если все же причиной подобных высказываний премьера стала путаница в дефинициях, то будущему нашей как региональной, так и малой авиации все равно не позавидуешь, раз их судьбой у нас в стране занимаются столь крупные «авиационные специалисты».

Ольга Божьева

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру