В Госдуме обсудили мошенников

Как защитить бизнес от «заказных» дел?

Уголовные дела против мошенников будут возбуждаться только по заявлениям их жертв, а правоохранительные органы смогут взять инициативу на себя лишь в том случае, если потерпевшими стали государственные или муниципальные организации. Эти и другие изменения в уголовном законодательстве обсуждались на парламентских слушаниях в Госдуме.

Как защитить бизнес от «заказных» дел?

Недавно Госдума приняла в первом чтении внесенный Верховным судом законопроект, предлагающий «дифференциацию различных видов мошенничества» — по крайней мере так говорится в пояснительной записке. Нынешняя редакция состава преступления («хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием») сохраняется, но в качестве признака, отягчающего вину мошенника, появляется «лишение права гражданина на жилое помещение». Кроме того, считают судьи, в УК должно появиться еще несколько статей, описывающих конкретные, наиболее распространенные виды мошенничества: в сфере кредитования, при осуществлении инвестиционной деятельности, при получении социальных выплат, мошенничество с платежными картами, в сфере страхования, в сфере компьютерной информации... При этом наказание за данный вид преступления остается прежним: максимум до 10 лет лишения свободы и штраф до 1 млн рублей. Представитель Верховного суда Николай Тимошин на парламентских слушаниях отстаивал именно такой подход, уверяя, что никаких проблем с отделением зерен от плевел, то есть мошенников от предпринимателей, в силу тех или иных обстоятельств не сумевших выполнить условия гражданско-правовых договоров, у судей нет.

Но у депутатов Госдумы принятый ими законопроект по-прежнему вызывает много замечаний. Глава Комитета по законодательству Павел Крашенинников («ЕР») сообщил, что для доработки текста ко второму чтению создана рабочая группа, которая учтет предложения правительства (оно подготовило свой вариант законопроекта на эту тему, но Верховный суд оказался расторопнее). По мнению г-на Крашенинникова, предложенные ВС изменения «необоснованно расширяют границы применения статьи 159», и не позволяют «отделить классическое бытовое мошенничество от простого неисполнения договорных обязательств». Чтобы защитить бизнес от «заказных» дел, нужно ввести новое правило: дела по мошенничеству возбуждаются только по заявлениям потерпевших.

Между тем в 2011 году из 58 тысяч уголовных дел по статье 159 лишь 1 тысяча с небольшим была возбуждена по заявлениям граждан, остальные — по инициативе правоохранительных органов. Такую статистику привел член Комитета по законодательству Рафаэль Марданшин («ЕР»).

Юрий Зубов, замглавы МВД, признал, что «злоупотребления» в этой сфере имеют место и «коррупционная составляющая достаточно большая». МВД с этим борется, заявил он: в 2011 году за злоупотребления при сборе документов 685 сотрудников полиции были привлечены к ответственности, 43 из них приговорены к лишению свободы. «Мы считаем, что вопросы ответственности сотрудников правоохранительных органов достаточно жестко регламентированы действующими нормами, вопрос в их применении» — так прокомментировал г-н Зубов предложения организаций предпринимателей ввести в УК специальную статью для тех сотрудников правоохранительных органов, которые «кошмарят» бизнес.

Звучали и предложения уточнить размер ущерба: сейчас ст. 159 считает крупным ущерб в 250 тысяч рублей, а особо крупным — в 1 млн рублей. Бизнес-сообщество считает, что это слишком небольшие суммы для тех случаев, когда речь идет о предпринимательской деятельности. Г-н Крашенинников сообщил журналистам, что ко второму чтению для тех составов мошеннических преступлений, которые касаются предпринимателей, планку поднимут до 1,5 млн и 6 млн рублей соответственно, по аналогии с тем, как это сделано в других статьях УК, карающих за экономические преступления. Что касается «просто» мошенничества, там все останется по-прежнему: 250 тыс. и 1 млн рублей.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру