Планы госпрограммы, подготовленной Минпромторгом, масштабные — в частности, производительность труда в отрасли должна вырасти в девять раз, а выручка авиапрома — в 3,5 раза. Удастся построить более 3300 самолетов (и это при потребности авиакомпаний на уровне 1,5 тыс.!) и 5,5 тыс. вертолетов, анонсировал Дмитрий Медведев. В общем — «насытить рынки российской авиатехникой».
— Обязательное условие — выполнение гособоронзаказа, — строго сказал премьер. Задача из программы — сохранить нашу долю на мировом рынке военной авиатехники на уровне 12%. А вот в сфере «гражданки», по словам премьера, нужно «поднажать». Планы Минпромторга амбициозны — подняться с доли 1,1% на мировом рынке до 3,6%.
Программа будет преимущественно выполняться за бюджетные деньги — 1,2 трлн из общего объема в 1,7 трлн будут выделены из казны.
Благостную картину поспешил испортить Сергей Шойгу. Взрывной рост цен на авиатехнику и ее сомнительное качество помешают реализовать госпрограмму, считает он. А вот триллионы, конечно, удастся освоить успешно.
— Мы можем выполнить программу в денежном выражении, но не будем соответствовать в количественном. Не говоря уже о качественном, — приговорил он. По его словам, за последние четыре года цены на вертолеты выросли в 3,5 раза, на самолеты — минимум в два. И рост продолжается.
Язык с промышленностью найти не удается, констатировал Шойгу. Он выдвинул требование: для Минобороны закупки авиатехники должны планироваться не «в деньгах», а в единицах техники. «Нужно принять единую систему расчета цены, — сказал министр. — А то второй вариант — это конкуренция за счет другой техники, в том числе и зарубежной».
— Сергей Кужугетович прав абсолютно в том, что касается качества выпускаемой нами техники, — поддержал вице-премьер Дмитрий Рогозин. По его словам, от закупающих у нас самолеты и вертолеты зарубежных партнеров «поступает большое количество рекламаций к промышленности».
Глава Минпромторга Денис Мантуров возражал: по его словам, авиапром вовсе не наживается на космическом росте цен. Ведь рентабельность в отрасли — всего 6,7%. А вот про качество министр промолчал. Как позже признался журналистам, замечания Шойгу «заслуженны» — качеством авиатехники нужно заниматься куда активнее. «Но ведь именно на это и направлена госпрограмма, которая предполагает модернизацию предприятий и снижение их издержек», — уверял Мантуров.
Дмитрий Медведев в итоге распорядился программу одобрить — однако попросил авиапром не рассматривать это как «зеленый свет для бесконтрольного финансирования». «Наши производители должны чувствовать, что в затылок им дышат иностранцы», — напомнил он.
У экспертов авиарынка тоже есть претензии к программе — в части гражданского самолетостроения. «Мы собираемся занять более 3% рынка еще несуществующими в природе самолетами. Это SSJ-MJ и МS-21, — считает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. — В то же время планируется закрыть те проекты, которые сегодня уже освоены, они есть в производстве, и на них есть спрос (в частности «Ан-148»). Это — совершенно неразумный шаг».