Сергей Шойгу: «Не могу найти общий язык с промышленностью»

Глава Минобороны раскритиковал качество и стоимость российских самолетов

Новый министр обороны Сергей Шойгу дал понять коллегам по правительству, что не собирается быть безучастным слушателем на заседаниях кабмина и намерен бороться с неэффективным расходованием средств. Он поставил под сомнение выполнение программы развития авиапрома до 2025 года, подготовленной Минпромторгом. 1,7 трлн, которые планируется выделить на реализацию эпохального документа, могут быть «освоены» без улучшения качества авиатехники, предсказал он. И потребовал для своего ведомства особых правил ее закупки, пригрозив «отовариваться» у зарубежных конкурентов.

Глава Минобороны раскритиковал качество и стоимость российских самолетов

Планы госпрограммы, подготовленной Минпромторгом, масштабные — в частности, производительность труда в отрасли должна вырасти в девять раз, а выручка авиапрома — в 3,5 раза. Удастся построить более 3300 самолетов (и это при потребности авиакомпаний на уровне 1,5 тыс.!) и 5,5 тыс. вертолетов, анонсировал Дмитрий Медведев. В общем — «насытить рынки российской авиатехникой».

— Обязательное условие — выполнение гособоронзаказа, — строго сказал премьер. Задача из программы — сохранить нашу долю на мировом рынке военной авиатехники на уровне 12%. А вот в сфере «гражданки», по словам премьера, нужно «поднажать». Планы Минпромторга амбициозны — подняться с доли 1,1% на мировом рынке до 3,6%.

Программа будет преимущественно выполняться за бюджетные деньги — 1,2 трлн из общего объема в 1,7 трлн будут выделены из казны.

Благостную картину поспешил испортить Сергей Шойгу. Взрывной рост цен на авиатехнику и ее сомнительное качество помешают реализовать госпрограмму, считает он. А вот триллионы, конечно, удастся освоить успешно.

— Мы можем выполнить программу в денежном выражении, но не будем соответствовать в количественном. Не говоря уже о качественном, — приговорил он. По его словам, за последние четыре года цены на вертолеты выросли в 3,5 раза, на самолеты — минимум в два. И рост продолжается.

Язык с промышленностью найти не удается, констатировал Шойгу. Он выдвинул требование: для Минобороны закупки авиатехники должны планироваться не «в деньгах», а в единицах техники. «Нужно принять единую систему расчета цены, — сказал министр. — А то второй вариант — это конкуренция за счет другой техники, в том числе и зарубежной».

— Сергей Кужугетович прав абсолютно в том, что касается качества выпускаемой нами техники, — поддержал вице-премьер Дмитрий Рогозин. По его словам, от закупающих у нас самолеты и вертолеты зарубежных партнеров «поступает большое количество рекламаций к промышленности».

Глава Минпромторга Денис Мантуров возражал: по его словам, авиапром вовсе не наживается на космическом росте цен. Ведь рентабельность в отрасли — всего 6,7%. А вот про качество министр промолчал. Как позже признался журналистам, замечания Шойгу «заслуженны» — качеством авиатехники нужно заниматься куда активнее. «Но ведь именно на это и направлена госпрограмма, которая предполагает модернизацию предприятий и снижение их издержек», — уверял Мантуров.

Дмитрий Медведев в итоге распорядился программу одобрить — однако попросил авиапром не рассматривать это как «зеленый свет для бесконтрольного финансирования». «Наши производители должны чувствовать, что в затылок им дышат иностранцы», — напомнил он.

У экспертов авиарынка тоже есть претензии к программе — в части гражданского самолетостроения. «Мы собираемся занять более 3% рынка еще несуществующими в природе самолетами. Это SSJ-MJ и МS-21, — считает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. — В то же время планируется закрыть те проекты, которые сегодня уже освоены, они есть в производстве, и на них есть спрос (в частности «Ан-148»). Это — совершенно неразумный шаг».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру