Разоблачения по госзакупкам сделали свое дело: Госдума приняла «закон имени Навального»

Эксперт «Роспила» объяснил «МК» плюсы и минусы новой федеральной контрактной системы

22.03.2013 в 21:36, просмотров: 14126

Меньше года осталось жить скандальному 94-ФЗ о госзакупках, которые позволил блогеру Алексею Навальному и команде ресурса «Роспил» предать огласке многочисленные факты коррупции и просто растраты бюджетных денег. На смену госзакупкам приходит федеральная контрактная система, закон о которой 21 марта был принят Госдумой в третьем и окончательном чтении. В «Роспиле» пока не могут сказать, позволит ли новая система поставить заслон коррупции.

Разоблачения по госзакупкам сделали свое дело: Госдума приняла «закон имени Навального»

- Законопроект назрел, его принятие назрело, об этом говорит большое число нареканий со стороны участников процесса государственных закупок и производителей товаров, работ, услуг, заказчиков и экспертов, - заявил, комментируя новые нормы, спикер Госдумы Сергей Нарышкин. - Об этом же говорят и уголовные дела, которые были вокруг госзакупок.

В Интернете этот закон уже окрестили «законом имени Навального». Разумеется, сам борец с коррупцией не участвовал в его принятии, зато он приложил руку к тому, чтобы дискредитировать систему госзакупок в глазах общественного мнения. Напомним, что в своём блоге Навальный не раз публиковал данные о приобретении госучреждениями автомобилей класса люкс по завышенным ценам, а так же многочисленные примеры мухляжа с данными заказа.

Нaпример, клaссичeский приём, примeнявшийся заказчиками на сaйтe www.goszakupki.gov – это замена в написании слова чaсти pусских букв английскими. Визуально это не мешает восприятию слова — так, в предыдущем предложении использованы английские a, e, p вместо русских букв, и вы этого не заметили. Но поисковик госзакупок не находил такие хитрые сообщения по ключевым словам. А значит, нечистым на руку заказчикам удавалось скрыть сам факт проведения конкурса или аукциона от фирм, которые могли бы им заинтересоваться. Информация о том, как «правильно» искать заказ, давалась только «нужной» фирме.

Федеральная контрактная система по идее должна прикрыть ранее существовавшие коррупционные лазейки для казнокрадов. Например, из текста законопроекта исключены так называемые закупки IV квартала, которые давали заказчикам возможность оттягивать время, чтобы провести конкурсы и аукционы в конце года. Это давало право на сокращенную и упрощенную процедуру.

Кроме того, новый закон предоставляет преимущества отечественным производителям. Сейчас заказчики могут ограничить участие иностранцев в госзакупках только по соображениям госбезопасности. А новый закон позволит делать то же самое во благо российской экономики. Наконец, в законопроект заложены антикоррупционные нормы — в частности, вопросы регламентации общественного контроля и общественного обсуждения.

- На настоящий момент трудно сказать, будут ли достигнуты те цели, которые ставили его разработчики, - сказала «МК» юрист Фонда борьбы с коррупцией, эксперт «Роспила» Любовь Соболь. Закон кардинально новый, введены новые процедуры, которые никогда не применялись в России и по которым не работали ни заказчики, ни поставщики. Всем будет очень трудно, потому что даже 94-ФЗ, который был принят в 2005 году, для многих оказался слишком сложный и до сих пор по нему не все могут работать.

Тем не менее, в «Роспиле» считают, что через «общественных лоббистов» удалось ввести в закон нормы, которые будут полезны для борьбы с коррупцией. Напомним, что при обсуждении этого законопроекта в профильном комитете Госдумы представители «Роспила» даже приходили на заседание комитета и предлагали свои поправки. С особенным удовольствием «Роспил» встречает положение нового закона, которое позволит общественным контролирующим организациям обращаться в суд при выявлении каких-то тёмных махинаций с закупками. Раньше сделать это могла только пострадавшая сторона. Более публичной станет информация о субподрядчиках, нанимаемых для выполнения крупных контрактов: при нынешней системе концы цепочки найти зачастую нереально. Можно будет добиться и раскрытия информации о бенефициантах, это особенно актуально для крупных компаний, где заказчик и поставщик могут де-факто принадлежать одной и той же компании.

- Это хорошая попытка ввести новые процедуры в эту сферу, но как она будет реализована и уменьшит ли это коррупцию, пока неизвестно, - подчёркивает эксперт. - Он будет очень тяжело применяться.

Но всё это будет ещё не скоро: по оценке Соболь, пройдёт один-два года, прежде чем закон о федеральной контрактной системе заработает в полную силу. В 2014 году он начнёт в «пилотном» режиме действовать только в одном пилотном регионе.